Автор Карина Ивашко
Названия некоторых скульптур говорят сами за себя: памятники лабораторным мышам в России и обезьянам в Абхазии – за их заслуги перед экспериментальной медициной. В Лондоне установлен мемориал «Животные на войне» — в память обо всех зверях, которые «служили и погибли» в британских и союзнических войсках в войнах и конфликтах во все времена. Скульптура «Сочувствие» в Москве создана как призыв к гуманному отношению к бездомным животным.
Одно из старейших признаний человека четвероногим собратьям — бронзовая скульптура Капитолийской волчицы, вскармливающей молоком двух младенцев – Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, датируется пятым веком до нашей эры. Считается, что волк был тотемом таких народов, как сабины и этруски, а статуя была перенесена в Рим в знак слияния с ними римлян. Вообще же, традиция запечатлевать животных в камне идет из глубины веков, напомнила «Голосу России» заведующая выставочным отделом Государственного Дарвиновского музея Яна Шклярская.
«Это же связано еще и с тотемизмом – древними религиозными верованиями и представлениями. Поэтому и первые изображения, плоские наскальные росписи, и первые скульптуры каменного века, это, конечно, изображения животных. Это связано с охотой, с поклонением этим животным. Это первый эстетический материал для художника», — отметила Шклярская.
И все же памятники животным – это уже несколько иное: дань памяти братьям нашим меньшим, их преданности человеку и даже подвигу ради него. Например, в Советском Союзе собаки за годы Великой Отечественной войны вынесли с поля боя около 700 тысяч солдат и подорвали более 300 вражеских танков. Мемориалы собакам есть по всему миру. А вот, к примеру, в городе Ахтубинске Астраханской области в 2010 году установили памятник «Мы победили!» — бойцам 902-го стрелкового полка и их помощникам-верблюдам. История такова: в 1942 году немецкие войска подступали к Волге. Для подвоза боеприпасов, горючего и продуктов на фронт не хватало техники и лошадей. Вот тогда и решили использовать верблюдов. В 902 стрелковом полку их служило почти два десятка, но историкам удалось проследить путь лишь одной упряжки, отправившейся из прикаспийских степей на Берлин: Машки и Мишки, служивших в боевом расчете командира орудия сержанта Григория Нестерова. Он дошел до самого Берлина и не поменял верблюдов, везущих пушки, на технику. Орудия сменились за войну 8 раз, а вот верблюды не менялись и оба остались живы. Вместе с людьми они прошли тысячи километров и 30 апреля 1945 года вошли в Берлин. После капитуляции Германии экзотические животные оказались в центре внимания. Солдаты ради шутки повесили на грудь Машке и Мишке целый «иконостас» из немецких орденов и медалей. Спустя несколько недель после победы животные были определены в московский зоопарк.
В последние годы поводом для новых монументов животным все чаще становятся трагические события. Так, в Тольятти есть памятник преданности. Его установили в 2003 году овчарке, которая терпеливо ждала своих хозяев. Семь лет пес, которого люди прозвали «Верный», провел на обочине дороги, где в автомобильной катастрофе погибла его хозяйка. Собака стала «живой легендой» для горожан.
В 2007-м в московском метро установили скульптуру «Сочувствие». Она представляет собой беспородную собаку, которая мирно лежит на постаменте, почесывая задней лапой ухо. Памятник посвящён бездомному псу по кличке «Мальчик», жившему в подземном переходе у станции метро «Менделеевская» и погибшему в результате конфликта. Ее зарезала женщина. Позже суд направил её на принудительное лечение в психиатрическую больницу. Идею увековечить память дворняги поддержали люди искусства и представители творческой интеллигенции российской столицы.
По мнению сотрудницы Дарвиновского музея Яны Шклярской, неспроста памятники животным и в России, и в мире появляются все чаще.
«Это необходимо людям, видимо. Людям важно это помнить. Казалось бы, ну собака, бездомная, но это память о том, что относиться к зверям нужно милосердно, что им нужно помогать, что их жалко… Человеку нужна эта фиксация особого чувства к животному. И это проявляется, прежде всего, в городах, где людям не хватает общения с природой», — сказала Шклярская.
К счастью, есть в мире и забавные памятники животным. Например, в Америке установили памятник хлопковому долгоносику — единственный в мире монумент сельскохозяйственному вредителю. Вышло так, что однажды он уничтожил весь урожай хлопка. Для фермеров это была катастрофа. От отчаяния они засадили земли арахисом, и он неожиданно сделал их богачами, тогда как хлопок позволял лишь сводить концы с концами.