Автор Татьяна Голованова
В Литве выяснилось: мнение граждан противоречит планам правительства. Согласно последним опросам, граждане заявили, что не хотят носить в своих кошельках евро, а хотят оставить привычный и знакомый литовский лит. Еще в прошлом году против выступало 49% граждан, ныне таких уже больше половины — 56%. Немало для страны, чьи власти семимильными шагами бегут навстречу еврозоне, и спешат успеть уже к началу следующего года.
Со второй попытки. Ранее, в далеком 2007 году, тоже были громкие речи про необходимость введения евро. Но возможности не дали. Развернули на полпути и отправили на борьбу с небывалой инфляцией в 17%. Литва с этим справилась. Но теперь, видимо, нет желания.
А еврозона, наоборот, нуждается в Литве. Ведь тогда Европа не хотела видеть проблемный Вильнюс в своей квартире, а сейчас жителей в «еврокоммуналке» поразил вирус. Лечение, конечно, идет, но денег на него уже не хватает. И тут вспомнили про Литву. Возьмут ее в еврозону и повесят на нее все долговые проблемы. А почему бы нет – в еврозоне уже стало правилом: все жильцы должны расплачиваться за чужие проблемы.
Германия, как главный донор, устала всех кормить в одиночку. Пусть теперь и другие соседи платят. Эстония, Латвия уже ощутили всю прелесть единой валюты на ценниках в магазинах, заправках и парикмахерских. Глядя на них, литовцы решили не спешить с евро. Но услышат ли их власти? Ведь уже все решено. И закон принят. И все идет по плану, очень похожему на латвийский. Там, когда евро уже стоял на горизонте, а магазины были готовы рисовать новые ценники, евро тоже хотели немногие. Точнее, меньшинство — 40%. Остальные не хотели терять удобный и дорогой лат. Но официальная Рига уже все решила и не прислушалась к мнению населения — мнение Брюсселя оказалось важнее. И что-то подсказывает, что власти Литвы тоже не услышат своих многочисленных граждан.
Зато своих граждан слышат другие государства Евросоюза, такие как Чехия или Хорватия. С одной стороны, они заявляют о своем желании, но кормят Брюссель завтраками. Они решили наблюдать, а так ли нужно менять деньги и не придется ли потом дорого расплачиваться? Ведь перед ними яркие примеры. Уже практически никто не поспорит, что Греция могла бы сохранить свою экономику, уберечь ее от кризиса, если бы не поспешила за еврозону. Афины не стали бы брать кредиты и сокращать рабочие места. Литва этот пример тоже помнит, по крайней мере, на уровне простых граждан.