Автор Светлана Калмыкова
После окончания Второй мировой войны, казалось, что все народы мира получили представление о том, насколько ужасна Война. Однако сегодня, 69 лет спустя, вооруженные конфликты не утихают, продолжаются вторжения в другие страны, прямые акты агрессии, атаки террористов. Все это происходит, несмотря на выступления и призывы к миру Организация Объединенных Наций. В XXI веке война по-прежнему остается способом решения споров, говорит ведущий эксперт Фонда исторической перспективы Павел Святенков.
«Сам факт, что существуют региональные войны, свидетельствует о том, что международной системы нет. Потому что, если мы посмотрим на ситуацию 1815 – 1855 годов, когда в Европе существовал Священный союз, и 1945-1991-е, то мы увидим, что как раз в эти периоды войн в Европе не было. А не было именно потому, что существовала четкая система, существовала зона ответственности великих держав, которые не допускали никаких войн. Возможность военных конфликтов как раз и означает, что системы нет, либо она дала сильный сбой», — сказал Святенков в эфире «Голоса России».
Делегитимизация ООН является общепризнанным фактом. Организация Объединенных Наций в начале ХХI века фактически превратилась в глобальную гуманитарную организацию с неэффективным бюрократическим аппаратом. Четырехлетняя война в Ираке, палестино-израильский конфликт, бомбардировки Югославии и Ливии, гражданская война в Сирии продемонстрировали всему миру неспособность ООН разрешать военные конфликты, то есть выполнять те функции, которые были возложены на организацию в момент ее создания.
Миропорядка, который установился после Второй мировой войны, уже не существует, отмечает директор Фонда «Историческая память» Александр Дюков.
«Изменилась политическая ситуация. Мир стал более моноцентричным. Представители США считают вполне возможным развязывать войны. По той простой причине, что предотвратить это никто в мире не способен. Какие уроки можно извлекать из Второй мировой войны, когда разрушена система международных отношений. Когда, несмотря на запреты Совбеза ООН, можно все равно начинать войну, бомбить другую страну, навязывать ей свои представления о будущем мире», — сказал Дюков «Голосу России».
Эксперты отмечают еще одну особенность современных конфликтов. Агрессия на ту или иную страну не всегда начинается с вооруженного нападения. Все начинается с позиций двойных стандартов, экономических санкций, информационных войн и борьбы за демократию, отмечает член-корреспондент Российской академии наук Вилен Иванов.
«Конечно, конфликты могут развиваться по-разному. Не обязательно они приобретают так называемый горящий характер. Они могут иметь характер дипломатического противоборства, экономического. Естественно любой конфликт таит в себе новые угрозы. Например, Северная и Южная Корея. Или претензии по островам между Японией и Китаем. Это потенциальные очаги напряженности, которые в идеале должны были решаться только дипломатическим путем», — сказал Иванов в эфире «Голоса России».
ХХ век вошел в историю, как самый воинственный и кровавый. В войнах, вооруженных конфликтах и других форматах вооруженного насилия в прошедшем столетии погибло более 150 миллионов человек. Пересмотр итогов Второй мировой войны и отказ от ее уроков приведет к новым ужасным трагедиям в XXI веке, уверено большинство политологов.