25 июня 1930 года Остап Бендер, согласно роману Ильфа и Петрова, молча прошел к бамбуковому столику, положил перед собой папку и крупными буквами вывел надпись: "Дело Александра Ивановича Корейко". – Что там внутри? – спросил любопытный Паниковский. – О! – сказал Остап. – Там внутри есть все: пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход, мало поношенный смокинг, лакей-японец, жена-графиня, собственный биллиард, платиновые зубы, целые носки, обеды на чистом животном масле и, главное, мои маленькие друзья, слава и власть, которую дают деньги.
И он раскрыл папку перед изумленными антилоповцами. Она была пуста... Исследователи полагают, что образ Корейко сформировался на основе журналистских материалов, появлявшихся на страницах газеты "Гудок", где работали писатели. Так, был суд над чиновниками, занимавшихся, подобно Корейко, хищением продуктов на железной дороге. Кроме того, возможным прототипом Корейко мог стать еще дореволюционный аферист Константин Михайлович Коровко, разбогатевший с помощью различных мошеннических схем. Впрочем, такие как Корейко были, есть и будут во все времена. Поэтому прототип Ильфу и Петрову найти было несложно.
Знаменитые "дети лейтенанта Шмидта" тоже существовали в реальности. Они появились еще до революции. А в 1925 году в Гомельский губисполком явился прилично одетый гражданин с лицом восточного типа и представился председателем ЦИК Узбекской ССР Файзулой Ходжаевым. Он заявил, что едет из Крыма в Москву, но в поезде у него украли деньги и документы, попросил 60 рублей и вместо паспорта предъявил справку, подписанную председателем ЦИК Крымской республики Ибрагимовым. Однако бдительный местный милицейский начальник отыскал журнал с портретами председателей всех ЦИК Союза и разоблачил самозванца: тот оказался аферистом-рецидивистом, который уже облапошил таким же образом высоких чиновников в Симферополе, Харькове, Полтаве и Минске.
В первоначальном варианте концовки романа великий комбинатор жертвует деньги Корейко государству и возвращается к Зосе Синицкой. "На ней было шершавое пальтецо короче платья и синий берет с детским помпоном. Правой рукой она придерживала сдуваемую ветром полу пальто, и на среднем пальце Остап увидел маленькое чернильное пятно, посаженное только что, когда Зося выводила свою фамилию в венчальной книге. Перед ним стояла жена". Именно этот вариант финала, включенный в полное издание "Золотого теленка", вышедшее уже в наше время, венчает недавнюю экранизацию романа с Олегом Меньшиковым в главной роли. Однако, по словам современников сатириков, Ильф и Петров отвергли эту концовку, поскольку поняли, что Бендер такой хеппи-энд не заслужил.