Сказано в эфире

Императрица Екатерина I и "бабий век" в истории России

Читать на сайте radiosputnik.ru
Екатерина I правила недолго – она скончалась в мае 1727 года, открыв своим правлением "бабий век", как его окрестили историки. Ведь после нее почти столетие Россией правил слабый пол.
Елизавета Петровна отменяет смертную казнь
В этот день, ... лет назад
Пятнадцатого апреля 1684 года родилась Марта Самуиловна Скавронская – будущая российская императрица.
В биографии Екатерины I много белых пятен. Она появилась на свет в шведской Ливонии, ныне это территория Латвии. По самой известной версии, родители Марты Скавронской – крестьяне Лифляндской губернии. Марта рано осиротела – родители скончались от чумы. Дальнейшая судьба девочки тоже туманна. Считается, что до 12 лет Скавронская воспитывалась в семье тетки, а потом была отдана в услужение лютеранскому пастору Эрнсту Глюку. В 17 лет пастор выдал девушку замуж за шведского драгуна Иоганна Крузе. Однако счастье новобрачных продлилось всего два дня – муж вместе с полком отбыл на Северную войну с русскими и то ли был убит, то ли пропал без вести в сражении при шведской крепости Мариенбург, ныне Алуксне, Латвия. Но есть и другая версия. Князь Петр Владимирович Долгоруков, историк и один из крупнейших специалистов по русской генеалогии, ссылаясь на свидетельства очевидцев, во второй половине XIX века написал, что драгун Крузе был взят в плен и сослан в Сибирь. При условии полного молчания шведу был гарантирован приличный пансион. Крузе прожил еще долго: одни считают, что он пережил свою жену на 20 лет, другие говорят, что он умер в 1721 году...
Крепость Мариенбург взял 25 августа 1702 года фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Были пленены 400 жителей. Когда пастор Глюк в сопровождении своей челяди пришел ходатайствовать об освобождении горожан, Шереметев приметил служанку пастора Марту Крузе и взял ее к себе в наложницы. Однако весьма скоро пожилой фельдмаршал вынужден был переуступить ее более молодому и расторопному князю Алексашке Меншикову. Говорят, даже не обошлось без скандала между "птенцами гнезда Петрова", которые сильно рассорились из-за прелестей Марты Крузе.
Хотя есть еще и занимательный рассказ шотландца на русской службе Питера Брюса, который в своих "Мемуарах" излагает совсем другую, невинную и полуфантастическую историю того, как будущая императрица оказалась в объятиях Меншикова. Дескать, Марту забрал генерал Баур и "немедленно приказал поместить ее в свой дом, который препоручил ее заботам, дав ей право распоряжаться всей прислугой, причем та вскоре же полюбила новую управительницу за ее манеру домохозяйства. Генерал позже часто говорил, что его дом никогда не был так ухожен, как в дни ее пребывания там. Князь Меншиков, который был его патроном, однажды увидел ее у генерала, тоже отметив нечто необычайное в ее облике и манерах. Расспросив, кто она и умеет ли готовить... князь сказал, что именно в такой женщине он сильно сейчас нуждается, ибо самого его теперь обслуживают очень плохо. На это генерал отвечал, что он слишком многим обязан князю, чтобы сразу же не исполнить то, о чем тот лишь подумал – и немедленно позвав Екатерину, сказал, что перед нею – князь Меншиков, которому нужна именно такая служанка".
А в 1703-м в петербургском доме петровского фаворита бойкую и веселую красавицу Марту заприметил уже сам царь. Вице-адмирал Никита Петрович Вильбоа в воспоминаниях так описывал эту встречу: в доме Меншикова Петр сразу обратил внимание на Екатерину, которая прислуживала за столом. Он спросил у Александра Даниловича, откуда она и как тот ее приобрел. "И поговорив тихо на ухо с фаворитом, который ответил ему лишь кивком головы, он долго смотрел на Екатерину и, поддразнивая ее, сказал, что она умная, а закончил свою шутливую речь тем, что велел ей, когда она пойдет спать, отнести свечу в его комнату. Это был приказ, сказанный в шутливом тоне, но не терпящий никаких возражений. Меншиков принял это как должное, и красавица, преданная своему хозяину, провела ночь в комнате царя… На следующий день царь уезжал утром, чтобы продолжить свой путь. Он возвратил своему фавориту то, что тот ему одолжил. Об удовлетворении царя, которое он получил от своей ночной беседы с Екатериной, нельзя судить по той щедрости, которую он проявил. Она ограничилась лишь одним дукатом…, который он сунул по-военному ей в руку при расставании".
Тут необходимо небольшое разъяснение. В своей кочевой и разудалой жизни царь и его ловкий денщик часто пользовались услугами одних и тех же дам, и, видимо, не видели в этом ничего зазорного. Но тут случилось неожиданное: Петр влюбился в Марту и вскоре насовсем отобрал ее у Меншикова...
Она крестилась в православие, взяв имя Екатерины Алексеевны Михайловой. А в феврале 1712 года в Петербурге состоялось официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной. Однако еще до замужества Екатерина родила дочерей Анну и Елизавету. А в браке родились еще пятеро детей, но все они умерли в раннем возрасте.
Отзывы о внешности Екатерины весьма противоречивы. Мужчины в основном хвалили, некоторые даже называли ее писаной красавицей. Женщины, как водится, в основном критиковали ее стати и выставляли императрицу в невыгодном свете.
Впрочем, это не помешало Екатерине завести любовные отношения с камергером Виллимом Ивановичем Монсом, братом известной Анны Монс. А сестра Анны Монс, Матрена Ивановна, с которой у Петра тоже была мимолетная связь, вышла замуж за генерала Федора Николаевича Балка и была пожалована в статс-дамы Екатерины. Матрена сделалась доверенным лицом императрицы и активно помогала ее любовным свиданиям со своим братцем. Маленькая цесаревна Елизавета, будущая императрица Елизавета Петровна, при отце и других домочадцах как-то сказала, что "однажды маминька была с Монсом, и вдруг пришел папинька, и маминька сильно испугалась". Петр I тогда не обратил внимания на детский лепет. И напрасно! Ведь общеизвестно, что устами младенца...
Лишь осенью 1724 года Петр I от своих приближенных доподлинно узнал о неверности супруги. Гнев Петра был ужасным. В те времена муж вполне мог быть бравым любовником и дамским обольстителем. Но жене такие подвиги не позволялись и не прощались. Хотя в жизни, как вы понимаете, бывало всякое. Даже с лихвой. Виллиму Монсу отрубили голову. Нет, конечно же, официально не за любовную связь с императрицей, а за взятки. Матрену Балк, в народе ее называли "Балкшей", а Анну Монс – "Монсихой", за сводничество приговорили к наказанию кнутом и к ссылке в Тобольск.
А голову казненного Монса император лично принес Екатерине на подносе. Он перестал разговаривать с женой и запретил ей ходить в его покои. Только накануне кончины, уже будучи при смерти, Петр примирился с женой. А после него Екатерина стала императрицей всероссийской. В народе ее прозвали "чухонской императрицей"...
Петр I, монарх-революционер, реформатор, и в вопросах престолонаследия оказался разрушителем традиций. В 1722 году указом о престолонаследии он отменил древний обычай передавать трон прямым потомкам по мужской линии. Отныне наследник престола назначался самим монархом. Но самое интересное: Петр указ-то издал, а воспользоваться им так и не сумел. В предсмертной агонии он сумел написать лишь: "Отдайте все…". А кому – так и осталось тайной. И вот тогда-то ловкий наперсник Петра Меншиков и совершил первый дворцовый переворот – в пользу своей давней знакомой Екатерины I. Она правила недолго – скончалась в мае 1727 года, но тем не менее открыла своим правлением "бабий век", как его окрестили историки. Ведь после нее почти столетие Россией правил слабый пол.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Нелюбимая жена Петра I царица Евдокия Лопухина и ее трагическая любовь
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
Обсудить
Рекомендуем