Сказано в эфире

"Русь уходящая" – гимн Павла Корина

Читать на сайте radiosputnik.ru
Идея полотна Корина "Русь уходящая" с годами претерпела метаморфозу: изначальный замысел – гибель духовной традиции и подвижников – в окончательной версии превратилась в апофеоз Церкви как вечного и неиссякаемого духовного источника.
Михаил Васильевич Милонов – забытый предшественник Пушкина
В этот день, ... лет назад
Двадцать второго ноября 1967 года скончался художник Павел Дмитриевич Корин, автор триптиха "Александр Невский", портретов Георгия Жукова и Максима Горького. А главное произведение Корина – полотно "Реквием" ("Русь уходящая") – так и не было им написано. Художник сделал для картины 29 портретов и эскизов. Однако предназначенный для картины холст остался нетронутым...
Корин появился на свет в 1892 году в знаменитом селе Палех Владимирской губернии – в семье потомственных иконописцев. Учился в иконописной школе, потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Революцию Корин не принял. После ареста патриарха Тихона и суда над ним Корин в числе многих сотен москвичей принес в Донской монастырь, где был заключен патриарх, посылку с продовольствием и теплыми вещами, сшитыми бывшими монахинями Марфо-Мариинской обители. Жена художника была послушницей обители. В благодарность Корин получил фотографию и ответ на клочке бумаги: "Получил и благодарю. Патриарх Тихон". Эту записку, приклеенную к обратной стороне фотографии, Павел Дмитриевич как благословение хранил всю жизнь.
А потом он участвовал в 1925 году в отпевании патриарха в Донском монастыре. Тогда-то и возник замысел полотна "Реквием". Он был сродни заупокойному "Реквиему" Гектора Берлиоза. Корин писал: "Какое величие! Вот так бы написать картину. "День гнева, день суда, который превратит весь мир в пепел". Какая музыка! Этот пафос и стон должен быть в моей картине".
В 1931 году Корин писал портрет Максима Горького. Писатель увидел в углу мастерской наброски грандиозного полотна: торжественный крестный ход священников в Успенском соборе Московского кремля.
– Что это? – поинтересовался Горький.
– "Реквием", – неуверенно ответил художник.
– Нет, друг мой, название должно определять содержание, а в этом названии я не вижу этого…
– Понимаете, это же все уходит из нашей жизни. Уходящая натура – уходящие люди… Кстати, помните, у Сергея Есенина есть такое замечательное стихотворение "Русь уходящая"?
Репродукция картины "Портрет М.Горького". Холст, масло, 1936-37 годы. Художник Павел Дмитриевич Корин (1892-1967). Государственный литературный музей в Москве.
И Корин продекламировал:
"Я уходящих в грусти не виню,
Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться…"
– Я бы так и назвал картину: "Русь уходящая", – подытожил Горький.
Для пролетарского писателя это было неожиданным…
А потом Горький умер. Коллеги художника по цеху и вчерашние друзья строчили на него доносы в НКВД: "Подготовка Корина к основной картине выражается в эскизах, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве, обломки духовенства, аристократических фамилий, бывшего купечества… и эти темные личности явно превращаются <у Корина> в героев, христиан-мучеников".
В газете "Известия" в 1937 году были опубликованы две статьи, в которых Корин поименован "реакционером": "в его мастерской троцкистско-фашистская нечисть создала лабораторию мракобесия".
Спас Корина русский святой. В 1942 году Павел Дмитриевич по заказу властей создал триптих "Александр Невский" – князь в латах на фоне знамени с ликом Христа. Сталину это произведение очень понравилось.
После войны Корин руководил реставрацией полотен Дрезденской галереи. Во Владимирском соборе Киева воссоздавал фрески Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, за что получил звание народного художника СССР, стал лауреатом Сталинской и Ленинской премий.
А "Реквием" так и остался лишь грандиозным замыслом. Кстати, с годами общая идея полотна претерпела существенную метаморфозу: первоначальный вариант – гибель духовной традиции и подвижников – в окончательной версии превратилась в апофеоз Церкви как вечного и неиссякаемого духовного источника. Соответственно поменялась и композиция. Если в ранних вариантах эскизов конца 1920-х годов это крестный ход уходящих в небытие, то на последнем эскизе 1959 года это прославление духовной силы подвижников церкви. И место действия выбрано символическое и главное – Успенский собор Московского Кремля.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Данилевский и его знаменитый труд "Россия и Европа"
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
Обсудить
Рекомендуем