В некоторых российских регионах в минувшие выходные жители снова закупались продуктами впрок и массового снимали наличку. Аналогичная ситуация наблюдалась в преддверии ковидных ограничений в 2020 году, а также после объявления о начале СВО. Психологи объясняют такой ажиотаж как рациональным мотивом – необходимостью обновить запас продуктов долгого хранения, так и иррациональным – паникой. Как правильно себя вести во время кризисных ситуаций в стране и мире? Рассуждаем в эфире радио Sputnik.
Геннадий Онищенко: во-первых, люди находятся в хроническом стрессе, я имею в виду ковидный стресс, почти трех с половиной годичный, потом СВО. То, что произошло в пятницу, это, конечно, был как бы пик на фоне высокого плато популяционного стресса. Что касается "побежали покупать", здесь есть свои осовремененные нюансы. Если раньше покупали спички, соль и что-то еще, то сегодня вариативность похода за покупками очень изменилась. Во-первых, среагировал курс рубля на эту ситуацию, а курс рубля в негативную сторону – это потеря реальных доходов, это ломка тех планов, которые были у любого бизнеса. Поэтому здесь есть страхи чисто эмоциональные, а есть страхи и тревоги по поводу потери бизнеса, доходности, по поводу того, что придется отказаться от проектов.