После Гражданской войны Беляев оказался и без родины, и без денег. Он начал жизнь заново в Парагвае. У него был план: "Найти уголок, где бы все святое, что создавала вечная святая Русь, могло сохраняться, как в Ковчеге во время потопа до лучших времен".
В этот день, ... лет назад
Девятнадцатого января 1957 года скончался генерал Иван Тимофеевич Беляев, почетный гражданин Республики Парагвай.
Беляев вспоминал: "Мою судьбу окончательно решило одно ничтожное обстоятельство. Гуляя с тетей по Андреевскому рынку нашего Васильевского острова, я обратил ее внимание на маленькую брошюрку с изображением краснокожего индейца и с надписью "Последний из Могикан"".
Прочитав этот приключенческий роман Фенимора Купера, Беляев взялся за более серьезные книги об истории и обычаях американских индейцев. "Каждую ночь я горячо молился о моих любимых индейцах", вспоминал он о своем детстве.
Он окончил кадетский корпус, Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Первую мировую войну встретил в чине полковника. Воевал на Кавказском фронте. Потом уже в чине генерал-майора вступил в Добровольческую армию. В своих мемуарах Беляев признавал, что несмотря на храбрость и усилия участников Белого движения "в конечном результате в море крови потонули последние кадры, угас последний порыв".
Его двоюродный брат, генерал Михаил Алексеевич Беляев, последний военный министр Российской империи, был расстрелян чекистами в 1918 году. А другой двоюродный брат, тоже генерал, погиб в 1920 году на Дальнем Востоке.
После Гражданской войны Беляев оказался и без родины, и без денег. Он решил начать жизнь с чистого листа в Латинской Америке – в Парагвае. Поначалу занимался исследованием этнографии, языка и культуры индейцев области Гран-Чако. У Беляева был еще один грандиозный план: "Найти уголок, где бы все святое, что создавала вечная святая Русь, могло сохраняться, как в Ковчеге во время потопа до лучших времен". С его помощью в Парагвае было основано несколько русских поселений, однако миграция русских в страну не получила широкого распространения.
А в 1932 году разразилась парагвайско-боливийская война. Беляев стал советником президента Парагвая, начальником штаба, участвовал в разработке боевых операций, получил звание дивизионного генерала. Обе страны пытались установить свой суверенитет над обширной областью Гран-Чако – считалось, что там есть большие запасы нефти.
Казалось, у Парагвая нет шансов на победу: Боливия превосходила ее по населению, имела более развитую экономику, ее армия была вооружена новейшими образцами оружия и боевой техники, закупленными в Европе и США. Многими частями боливийской армии командовали германцы – офицеры бывшей кайзеровской армии. Министром обороны и главнокомандующим был немец Ганс Кундт; среди офицеров был Эрнст Рём – соратник Гитлера, будущий лидер штурмовых отрядов; танковыми войсками командовал еще один будущий нацист – Ахим фон Крис. Также боливийцам помогали чешские военные специалисты – офицеры бывшей австро-венгерской армии.
Парагвайская армия была слабо вооружена: многие солдаты ходили босиком, а из оружия имели в основном только мачете. Но в ней служило несколько десятков русских офицеров – бывших белогвардейцев. И они сделали невозможное: создали из слабых парагвайских военизированных дружин сильную боеспособную армию, которая ходила в атаки под "Прощание славянки" и другие русские марши.
Офицеры Белой гвардии
Немецкие военспецы армии Боливии планировали устроить "блицкриг": разгромить парагвайцев за 2–3 месяца. Главнокомандующий боливийской армии Ганс Кундт говорил: "Мы не станем миндальничать, сожрем русских молниеносно".
А в итоге самая кровопролитная латиноамериканская война XX века закончилась полной победой Парагвая. Кундт был отправлен в отставку. А в одном из последних сражений немецкие офицеры вообще бежали с поля боя, бросив своих солдат. Потом боливийские военные оправдывались: "Если бы не проклятые русские офицеры, мы бы это босоногое войско давно загнали за реку Парагвай".
По итогам войны Парагвай присоединил спорный район Гран-Чако, который по площади составил больше половины страны. А нефть, из-за которой в основном и велась война, нашли там только в 2012 году.
Русские офицеры стали национальными героями Парагвая, их именами были названы улицы, площади, крепости.
Когда в 1957 году умер Беляев, то по всей стране был объявлен национальный траур, в почетном карауле у гроба стоял президент Парагвая Альфредо Стресснер, воевавший под командованием русских офицеров.
Индейцы перенесли тело Беляева на свою территорию и погребли в специально устроенном саркофаге. Для них он – "Белый Отец", которому они поклоняются, как божеству.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.