Международный день моряка отмечают сегодня мореплаватели всего мира, сейчас их число приближается к 2 миллионам. Только ли мужчины могут состояться в этой профессии и когда ее представителей начали чествовать в России, узнаете из материала радио Sputnik.
День моряка
Когда отмечается
По решению Международной морской организации День моряка отмечают 25 июня.
Кто отмечает
Все люди гражданских морских профессий: капитаны, их помощники, матросы, механики, электромеханики, повара и так далее.
История и традиции праздника
Его учредила Международная морская организация в 2010 году в Маниле. Считается, что это было сделано для того, чтобы устранить несправедливость по отношению к гражданским морякам, поскольку у их военных собратьев на тот момент свои праздники уже были. Но советским покорителям водной стихии в этом плане повезло больше. Нужность и важность их профессии еще в 1980 году решил подчеркнуть Президиум Верховного Совета СССР, учредив День морского и речного флота (первое воскресенье июля). Отрадно, что и речников советское руководство не забыло. Впервые в Стране Советов праздник отметили 5 июля 1981 года. Тогда на судах проводились соревнования, а на берегу организовывались массовые мероприятия, рыбалка и шашлыки.
День Военно-морского флота во Владивостоке
О профессии
Россия является вторым по величине поставщиком экипажей коммерческих судов в мире — более 200 тысяч наших соотечественников связали свою жизнь с этой сферой деятельности, это примерно 10% от общего количества гражданских моряков. На первом месте Филиппины. Российские владельцы контролируют более 1,5 тысяч судов, способных перевезти почти 25 миллионов тонн полезного груза (около 3% от мирового показателя). По количеству больше всего сухогрузов, по дедвейту — наливных судов.
Кстати, именно крупный танкер – самое желанное место работы для гражданских моряков, зарплаты там самые высокие. Меньше всего стремятся попасть на контейнеровозы, а работа на рыболовных судах считается самой тяжелой. Неслучайно появилась поговорка: "Рыбак – вдвойне моряк" – хотя бы потому, что кроме обычных функций рыбаки занимаются еще и обработкой улова, а это труд очень непростой. Но вряд ли кто-то из моряков в принципе назовет свою работу легкой.
С одной стороны, зарабатывают моряки весьма прилично (в зарубежных компаниях в разы больше, чем в российских), простой матрос может получать в рейсе в районе ста тысяч рублей в месяц, доходы капитанов легко могут переваливать за миллион. С другой стороны, в море приходится находиться месяцами (часто от четырех), выходных при этом не предусмотрено, а смены (например, 6 часов через 6 или 8 через 8) могут начинаться или заканчиваться глубокой ночью. Плюс высокая ответственность, стресс от длительного нахождения в замкнутом коллективе, долгая разлука с родными и близкими, частые продления времени нахождения в море из-за различных накладок и высокий травматизм.
Со временем могут появиться и профессиональные заболевания. Среди них, например, выпадение зубов и волос из-за того, что порой приходится пить опресненную воду – на некоторых судах так решают проблему дефицита места, хотя крупные корабли могут брать на борт и достаточное количество нормальной питьевой воды. Плюс проблемы со сном, нервами и психикой. К тому же в ожидании нового рейса приходится сидеть без работы, так что фактически заработок делится на количество месяцев на берегу. Романтика дальних странствий порой сменяется скукой от выполнения рутинной работы, часто бюрократической.
В общем, как гласит английская пословица: "Хвали море, но живи на суше". Сами моряки признаются, что работа эта преимущественно для молодых, здоровых, сильных, выносливых и желательно несемейных. Хотя многие работают в море чуть ли не всю жизнь, есть и целые династии.
Из плюсов: возможность карьерного роста до капитана в крупной международной компании. Но конкуренция очень высокая и требует постоянного повышения квалификации.
Сильно потрепала нервы морякам пандемия коронавируса, когда из-за антиковидных ограничений экипажи оказывались заперты на судах по году-полтора.
Не добавили позитива и санкции, введенные против России. Усложнились схемы оплаты труда (вплоть до выдачи наличных), проезда к месту погрузки на судно, а компании, подбирающие экипажи для международных перевозчиков, порой вовсе отказываются от услуг моряков из РФ. Впрочем, по словам представителей отрасли, массовым это явление не стало. Добавим к этому закрытие целым рядом стран портов для российских судов, отказ страховщиков от работы с отечественными перевозчиками и даже требования банков досрочно погасить кредиты. Все это не способствует процветанию российских моряков. Как и отказ обновлять электронные системы навигации судовладельцам из РФ, что порой приводит к возврату к бумажным картам.
Что подарить
Комплект хорошего термобелья, поливитамины, что-то, что будет напоминать о доме. Пока моряк на службе, почаще держите с ним связь и проявляйте заботу о его семье, которая месяцами не видит кормильца.
Курсанты Морского государственного университета имени адмирала Г.И.Невельского на избирательном участке №919 во Владивостоке
Интересные факты
История судоходства превышает 8 тысяч лет, считается, что первыми моряками были древние египтяне.
В последнее время женщины все чаще появляются в экипажах коммерческих судов, прекрасной половине можно служить даже матросами, все ограничения для этого недавно были сняты.
Чтобы стать матросом, нужно пройти специальные курсы (есть при специализированных вузах) и получить ряд сертификатов и справок. На это может уйти несколько месяцев.
Еще одна английская пословица гласит: "Для виселицы и флота любой сойдет".
На крупных современных судах есть все необходимое для жизни – вплоть до бассейнов и спортзалов.
Морской болезни могут быть подвержены даже опытные моряки.
Сойти на землю в рейсе на промежуточных стоянках морякам удается далеко не всегда из-за занятости.
Морские суда обеспечивают до 90% мирового товарооборота.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.