Взрыв состава в иранской провинции Хорасан 18 февраля 2004 года по-прежнему входит в список крупнейших железнодорожных катастроф – 315 погибших и более 400 пострадавших. Сам взрыв оказался настолько мощным, что выбил стекла домов в радиусе 10 километров.
Состав успел проехать 20 километров, после чего в районе четырех утра он сошел с рельсов около села Хайям. На место немедленно выехали спасатели. Им нужно было потушить небольшие очаги возгорания и убедиться в том, что из-за аварии никто не пострадал. Жертв не было, поскольку состав был грузовым. Но что именно он перевозил, судя по всему, никто в тот момент точно не знал.
Для жителей села Хайям такое событие было чрезвычайным происшествием. Пугающим – все-таки с рельсов сошел железнодорожный состав, и чрезвычайно интересным – не каждый день такие вещи происходят. У места крушения начали собираться зеваки. Постепенно к этой толпе стали присоединяться местные политики и чиновники. Дело в том, что через день в Иране должны были пройти парламентские выборы. А где еще может быть хороший политик, когда что-то чрезвычайно важное происходит накануне голосования? Конечно, в центре событий.
Но, кажется, толпа просто лениво наблюдала за масштабной, но не особо опасной аварией. Пострадавших вроде бы не было, спасатели тушили небольшие возгорания, а вокруг валялись обломки разбившихся вагонов.
И тут неожиданно происходит взрыв. Позже его мощность оценили примерно в 180 тонн в тротиловом эквиваленте. На месте образовалась воронка глубиной около 15 метров, а село Хайям было разрушено. Среди погибших – все те, кто находился в непосредственной близости. В домах за 10 километров выбило стекала. Удар оказался настолько мощным, что многие из тех, кто не видел взрыва, но почувствовал ударную волну, решили, что началось землетрясение.
© Пресс-служба МЧС по Ростовской области
Под Ростовом сошли с рельс и загорелись цистерны
Уже после трагедии выяснилось, что именно перевозил состав: 17 вагонов были загружены селитрой (по другой информации ‒ серой), еще шесть ‒бензином, десять – хлопком и семь ‒ нитратными удобрениями. Даже у неспециалиста такой набор вызывает вопросы, но по иранским нормам тех лет, все эти вещества и их совместное нахождение не считалось опасным.
Не меньше вопросов вызывало и то, почему состав тронулся со станции в Нишапуре? Ведь машиниста в нем не было. По изначальной информации иранского агентства ИРНА, в Нишапуре в товарном составе, который состоял из 51 вагона, в одном из вагонов произошел взрыв. После этого часть вагонов начала движение и сошла с рельсов в районе села Хайям. По другой версии, во всем виноваты подземные толчки, которые спровоцировали движение ‒ в то же утро на северо-востоке Ирана было зарегистрировано землетрясение с магнитудой 3,6 по шкале Рихтера.
Позже министр транспорта Ирана заявил, что подземные толчки здесь ни при чем, а катастрофа произошла по причине халатности работников железнодорожной станции.
Иранские власти довольно долго подсчитывали жертв трагедии. В итоге было установлено, что погибли 315 человек, пропали без вести 90 человек, травмы получили 460 человек. В стране после катастрофы объявили трехдневный траур. А позже изменили правила хранения и перевозки опасных веществ.
Автор Кирилл Бакеев, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.