Российские ученые нашли блокирующий COVID компонент змеиного яда

Читать на сайте radiosputnik.ru
МОСКВА, 15 января/ Радио Sputnik. Сотрудники Института биоорганической химии РАН и Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи выяснили, что один из ферментов змеиного яда может блокировать коронавирус SARS-CoV-2, результаты исследования доступны на сайте препринтов bioRxiv.
Отмечается, что змеиный яд имеет множество соединений, которые обладают антибактериальными, противогрибковыми, противопаразитарными и противовирусными свойствами. Авторы в лабораторных условиях применяли один из его компонентов – фосфолипазу А2 (PLA2) – группу ферментов, имеющих широкий спектр биологических функций. Важно, что они участвуют в метаболизме липидов в сигнальных путях.
В ходе экспериментов установлено, что PLA2 обладают сильной вирулицидной активностью против SARS-CoV-2 и блокируют взаимодействие спайкового белка коронавируса с рецептором ACE2, через который инфекция попадает в здоровые клетки.
Активность ферментов PLA2 определяется тем, из каких липидов состоит оболочка вируса. Так, если она сформирована фосфолипидами, они могут ее разрушить через гидролиз.
До этого ученые рассказали, что PLA2 инактивируют вирус денге 2 типа путем расщепления глицерофосфолипидов оболочки вируса, однако они не влияют на вирусы Коксаки B5 и энцефаломиокардита, у которых нет липидной оболочки. Кроме того, они неактивны в отношении вирусов с плазматической мембраной.
Российские ученые увидели в змеином яде спасение от COVID
Помимо этого, авторы исследования распознали, что один из ферментов группы PLA2 подавляет цитопатический эффект в отношении SARS-CoV-2, предотвращая дегенеративные изменения в клетках, связанные с размножением вируса.
Стоит подчеркнуть, что в свое время фермент яда кобры IA PLA2 CM-II не проявил вирулицидных свойств при тестировании против родственного патогена – коронавируса ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV). Ученые мотивируют это генетическими и структурными различиями между этим вирусом и SARS-CoV-2, в частности, 70% расхождение в их шиповых гликопротеинах. В этом случае разные группы PLA2 могут индивидуально влиять на вирус, добавляют авторы.
В случае SARS-CoV-2 гидролиз мембранного фосфатидилхолина под действием PLA2 приводил к образованию лизофосфатидилхолина – важного ингибитора слияния мембран, вызываемого такими вирусами, как грипп, бешенство и вирусы обезьяньего гриппа. Подобная активность блокирует проникновение вируса в здоровые клетки.
Чтобы понять механизм, при помощи которого компоненты PLA2 подавляют COVID-19, исследователи детально изучили строение фермента. Так, оказалось, что спайковые сегменты PLA2 имеют некоторое сходство с S-белком SARS-CoV-2 и, по всей вероятности, конкурентно ингибируют связывание вируса с рецепторами ACE2.
Авторы замечают, что это только предположение, и для выяснения реального механизма нужны дополнительные исследования.
"Дополняя предыдущие выводы о способности PLA2 змеи инактивировать различные вирусы, эти результаты подчеркивают потенциал PLA2 как природного продукта для разработки противовирусных препаратов широкого спектра действия", – резюмировали ученые.
Ранее радио Sputnik сообщало, что глава Роспотребнадзора Анна Попова рассказала о мутациях коронавируса в России.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем