Авторы

Волшебные миры: мультипликатору Хаяо Миядзаки ‒ 80

Читать на сайте radiosputnik.ru
Японский аниматор и режиссер отмечает сегодня восьмидесятилетие. За свою карьеру он получил все мыслимые жанровые награды, смог создать мощную студию и взрастить целое поколение аниматоров. А главное – его мультфильмы знают и любят по всему миру.
"Маша и Медведь" завоевывают мир. Что дальше?
Как-то в одном интервью Миядзаки признался, что очень любит советскую анимацию. Более того, один из мультфильмов помог ему убедиться в том, что он выбрал правильный путь в жизни. Это была "Снежная Королева" Льва Атаманова.
Хаяо Миядзаки – живая легенда анимации, не только и не столько японской. Почему? Потому что его фильмы – это не просто двигающиеся картинки, это способ рассказать историю, при этом довольно нетипичную. Мультфильмы Миядзаки только на первый взгляд детские. Да, часто главные герои – дети или очень юные существа. Они, с присущей им непосредственностью, двигают сюжет, знакомя зрителя с главной проблемой истории. А она часто очень взрослая. Мотивы многих его произведений – старое и новое; человек и то влияние, которое он оказывает на природу; баланс между разными мирами и война этих миров друг с другом. Его мультфильмы пронизаны японской мифологией и фольклором, а в качестве героев выступают нетипичные персонажи.
Кадр из мультипликационного кинофильма "Снежная королева"
"Мой сосед Тоторо", 1988
Это далеко не первый мультфильм в списке работ Миядзаки, но довольно знаковый. По сюжету, две сестры Сацуки и Мэй переезжают с отцом из большого города в деревню. Новое жилище – старая деревенская хижина, и уже в первый день одна из сестер натыкается на своеобразных домовых – чернушек. Это безобидные духи, которые селятся в заброшенных домах, однако покидают их, как только появляются хозяева. Эти существа дают сестрам понять, что мир вокруг них непростой и в нем живут не только люди. Через некоторое время самая непоседливая из сестер – Мэй – замечает в саду маленького лесного духа, который собирает желуди. Пустившись за существом в погоню, Мэй попадает в старый лес, где и знакомится с его хранителем. Тоторо – большое существо, которое напоминает то ли зайца, то ли кота. Девочки заводят с ним дружбу, вместе учатся проращивать желуди в огороде и попадают во всякие переделки.
Мультфильм не стал хитом сразу после выхода, но постепенно персонажи полюбились во всех частях света, а сам добрый лесной дух стал символом студии Ghibli. Именно на ней снимались все фильмы мастера.
Кадр из анимационного фильма "Ветер крепчает"
"Унесенные призраками", 2001
Десятилетняя Тихиро вместе с родителями переезжает на новое место, по дороге отец сворачивает не туда, и семья попадает в заброшенный город. Побродив по пустынным улицам, родители Тихиро замечают ресторан, полный соблазнительной еды. Взрослые не могут сдержать себя и начинают жадно уплетать блюда. Заброшенный город постепенно оживает и его улицы заполняются демонами и сказочными существами. Почуяв неладное, девочка прибегает к родителям, чтобы уговорить их побыстрее убраться из этого странного места. Но слишком поздно, за время трапезы ее родители превратились в свиней. Тихиро придется преодолеть не одно испытание, чтобы выжить в мире духов и вернуть родителей.
Кадр из анимационного фильма "Ветер крепчает"
"Порко Россо", 1992
Пожалуй, самый нетипичный мультфильм Миядзаки. Главный персонаж – итальянский пилот-ас со свиным рылом, который покинул армию из-за прихода к власти фашистов. Порко Россо теперь вольный стрелок, помогает жителям за деньги избавиться от воздушных бандитов. Эта лента несколько мрачнее остальных работ мультипликатора, да и главный герой здесь ‒ потрепанный мужской персонаж, а не маленькая девочка (которая, впрочем, в фильме также присутствует).
В этом фильме очень ярко видна любовь Миядзаки к авиации. Его отец когда-то работал на заводе по производству деталей для боевых самолетов, от него Хаяо унаследовал любовь к этим прекрасным, но в то же время несущим смерть машинам.
Кадр из мультфильма Хаяо Миядзаки "Порко Россо"
"Рыбка Поньо на утесе". 2008
Рыбка Поньо – дочь колдуна и морской богини. Природная непоседливость приводит Поньо из глубин моря на поверхность, где она встречает мальчика Сооскэ. Дети успевают подружиться, и теперь Поньо хочет стать человеком. Однако отец Поньо крайне не любит человечество, которое замусоривает океан и по чьей вине гибнет все живое.
"Принцесса Мононоке". 1997
Именно с "Принцессы Мононоке" началась международная слава Миядзаки. И именно этот фильм отражает главные мотивы творчества режиссера – конфликт старого и нового, и возможный баланс между ними. По сюжету, в средневековой Японии развернулась битва между людьми и лесными божествами. Люди расширяют свои владения и отвоевывают новые земли, попутно сильно вредя лесам, полям и рекам – местам обитания духов. Людей возглавляет госпожа Эбоси, хозяйка Железного города. Но она не совсем отрицательной персонаж – на освоение новых земель, и как следствие, на войну с духами ее толкает не алчность и жажда власти, а страдания ее народа. На стороне леса девушка Сан, воспитанная божеством-волчицей.
Автор Кирилл Бакеев, радио Sputnik
Появился трейлер будущего фильма про Тома и Джерри
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем