Авторы

Последняя ночь: катастрофа, которую запретили помнить

Читать на сайте radiosputnik.ru
Шторм усилился до 9 баллов. Стеной повалил снег. Палуба превратилась в каток. Прямая видимость – 3 метра. В 2 часа ночи 12 декабря 1939 года у острова Хоккайдо затонул советский пароход "Индигирка".
Капитана приговорили к расстрелу. Его обвинили в том, что судно сбилось с курса и на полном ходу налетело на риф. А еще в том, что грузовой пароход с каютами на 12 человек и двумя шлюпками перевозил 1173 пассажира. И капитан не сказал о людях в трюмах, когда просил помощи на японском берегу. Итог трагедии – 745 погибших. Советские газеты об этом не писали.
Секретные зэки
Пароход принадлежал флоту треста "Дальстрой". На Дальнем Севере трест занимался добычей полезных ископаемых, прежде всего золота. "Это было государство в государстве площадью 3 млн кв. км: как Индия", – говорит старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа Татьяна Полянская:
«
"Дальстрой" подчинялся НКВД, имел свой Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь, и его деятельность, как и всего ГУЛАГа, была глубоко засекречена. Скрывали не саму пенитенциарную систему – она есть в любой стране, – а применение принудительного труда в советской экономике: активное использование труда заключенных. В последнем рейсе "Индигирки" и находились в основном бывшие заключенные. Они плыли из Магадана во Владивосток – "на материк", как тогда говорили. Поведение капитана, который не сообщил спасателям о людях в трюмах, диктовалось правилом глубокой секретности".
Воркутинский исправительно-трудовой лагерь
Спасением занимались японцы. Об этом тоже нельзя было распространяться. За несколько месяцев до крушения в проливе Лаперуза в другом месте – в Монголии, на реке Халхин-Гол – произошел серьезный советско-японский вооруженный конфликт. Япония считалась врагом СССР. В 1939 году о ее гражданах запрещалось говорить с симпатией.
Простые японцы
"Индигирка" перевозила не только заключенных – кстати, и бывших, и настоящих, а также их охрану. Заканчивалась навигация, вместе со всеми на "большую землю" отправились вольнонаемные рабочие. Многие с семьями. Шторм еще не кончился, когда японские шхуны поспешили к застрявшему в камнях пароходу. Бросали перепуганным людям канаты, вытаскивали упавших в воду. Через день от Хоккайдо пришел корабль "Карафуто". Его команда все-таки разрезала автогеном корпус "Индигирки" и попыталась достать из трюмов полузатопленные в ледяной воде тела. Живыми из кошмара вышли 428 человек. Мертвых японцы кремировали, затем передали советской стороне урны с прахом. Простые местные жители приглашали пострадавших пассажиров пожить в их домах, пока из СССР не пришел пароход "Ильич" (его ждали больше месяца). Они не очень разбирались, кто есть кто. Зато об этом хорошо знал советский консул в Японии. Он проинструктировал заключенных: сорвать с роб нашивки, говорить, что трудятся на рыбном заводе и что им привычнее жить вместе, в одном помещении. Строжайше запрещалось и принимать что-либо из рук японцев, даже папиросу. На полном серьезе консул предупреждал: враги потом снимут с окурка ваши отпечатки пальцев и найдут способ нанести непоправимый ущерб всем советским людям.
Вид на пролив Советский в Тихом океане, который разделяет Россию и Японию.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем