Тысячи молодых людей разъезжали по стране на специальных поездах. У них было право на погромы и убийства. Приказ по армии – не мешать им. 16 мая 1966 года в Китае стартовала Великая культурная революция.
В "Директиве 16.05" глава Компартии Китая Мао Цзэдун говорил о происках буржуазии и попытке контрреволюционного переворота. Надо было выявить всех "внутренних врагов". Первой откликнулась молодежь. Пекинские студенты обвинили преподавателей в распространении антисоциалистических идей. Через три месяца уже действовали отряды штурмовиков с самыми широкими полномочиями.
Уханьский инцидент
Они назвали себя хунвейбинами ("красными охранниками"). В хунвейбины массово ринулись школьники 12-13 лет. Главными жертвами стали учителя. Им выбривали головы, надевали на них колпаки, облитые чернилами, их водили связанными по улицам, и любой из толпы мог ударить чем угодно. Избиения быстро переросли в убийства. Юные подонки наслаждались безнаказанностью. Студенчество не гнушалось грабежами домов "нелояльных граждан". Громили монастыри, памятники, театры, библиотеки. Сжигали магазины за торговлю одеждой иностранного производства. Страну накрывала волна анархии. Под этот "шумок" Компартия Китая почистила свои ряды: 5 млн репрессированных. Число убитых хунвейбинами – 1 млн 728 тыс. Массовое помешательство достигло предела. Наконец, армия не выдержала. Произошел так называемый Уханьский инцидент. В многомиллионном Ухане население стало создавать отряды самообороны против хунвейбинов, начиналась настоящая война. Начальник местного военного округа ввел в город армейские соединения и жестко зачистил его от "красных охранников". Солдаты стреляли только на поражение.
© РИА Новости
"Культурная революция" в Китае. Хунвейбины сжигают картины китайских художников с изображением бамбука и книги классиков мировой литературы, как детище капитализма.
Лапти для грязи
Культурная революция затянулась почти на 10 лет. Молодежь была в ней и орудием, и жертвой преступления. Так считает представитель Российско-китайского Комитета дружбы, мира и развития Юрий Тавровский:
«
"Молодежь использовали, как "лапти для хождения по грязи". Есть такая китайская пословица. Прошли по грязи в разовых лаптях и выкинули. Куда? Поступил новый приказ вооруженным силам, которые негласно курировали хунвейбинов: выслать их всех в деревни подальше от городов. И они отправились в многолетние ссылки. Китайская молодежь периода культурной революции – несчастное, ущербное поколение. Его лишили полноценного образования: университеты закрыли, школы работали плохо, вместо занятий там в основном продолжалась хунвейбинщина. Резко упал общий образовательный уровень. Нация понесла колоссальный ущерб".
© РИА Новости
"Культурная революция" в Китае. Хунвейбины везут по улице на автомобиле связанного члена ЦК КПК, первого секретаря Аньхойского провинциального комитета КПК Бао-хуа Ли
Бывшие хунвейбины подрастали, и наступало тяжелое прозрение. Тот, кто избивал свою мать за высказывания против Мао Цзэдуна (а потом ее расстреляли), впоследствии стал известным китайским правозащитником. Но большинство "бывших" предпочитает не вспоминать, что творило по молодости лет. Официальная оценка Китая культурной революции такова: это была смута, вызванная сверху по вине руководителя государства.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik