"В интернете никто не знает, что ты кот", – гласит популярный интернет-мем. Хотя отношение к реальности он имеет весьма посредственное – все всё знают, все собирают информацию обо всех. Насколько государство может вмешиваться в жизнь виртуального пространства, и кто должен устанавливать рамки допустимого в Сети, обсуждают в мире уже не первый десяток лет.
В США 23 года назад ограничили свободу слова в интернете – приняли Акт о благопристойности, призванный защитить подростков. Год спустя его отменили – противоречил первой поправке конституции. Однако теперь для свободы слова вновь настали непростые времена. Во многих странах есть органы, наводящие порядок в виртуальном пространстве, в тех же США заявили, что "эра саморегуляции закончилась", и американские соцсети это уже давно подтверждают, удаляя то, что считают нужным, и собирая о пользователях больше информации, чем следовало бы.
Даже американскому президенту Дональду Трампу, который очень любит вести свои дела в Twitter, запретили отправлять оппонентов в черный список – это решение суда, которое должно обеспечить свободу слова. Вопросом, не ущемляет ли при этом суд свободу самого Трампа, никто не задавался.
Ограничивают свободу слова своих пользователей и другие соцсети – например, Facebook нередко блокирует пользователей за безобидные высказывания, оставляя при этом без внимания реальные угрозы. В этой ситуации может играть роль человеческий фактор, считает журналист, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Екатерина Винокурова.
«
"Безусловно, мы видим, что мировой тренд, к моему огромному сожалению, – это попытка отрегулировать и хейтспичи, и какие-то оскорбительные материалы. Но при этом, если мы с вами посмотрим на политику русскоязычного Facebook, то, например, есть люди, которые ловили бан за слово "укроп" в рецепте борща – такие случаи были. Или, например, один мой друг, этнический украинец, написал пост, в котором были слова "я – хохол", и словил за это бан. С другой стороны, мы видим, что все попытки пожаловаться в администрацию Facebook на реальные угрозы жизни и здоровью не приводят ни к чему. Я думаю, что тут есть человеческий фактор – русскоязычная поддержка Facebook осуществляется, мягко скажем, непрофессиональными людьми. Очевидно, что если человек хочет положить в борщ укроп, он не пытается оскорбить никакую национальность. При этом, если человек угрожает кому-то убийством, это повод разбираться", – сказала Екатерина Винокурова в интервью радио Sputnik.
По ее мнению, стоит идти по пути меньшего регулирования.
«
"Все ограничения просто не работают – все не зарегулируешь", – считает Екатерина Винокурова.
Полную версию интервью с Екатериной Винокуровой слушайте сегодня в эфире радио Sputnik.
Хотите всегда быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Telegram.