Авторы

"Иван Грозный и сын его Иван" на длительном лечении

"Спасение шедевра" – самый известный сегодня проект Третьяковской галереи. Но лучше бы его не было, потому что он связан с криминальным происшествием: в мае 2018 года вандал повредил картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Работы по спасению начались немедленно, но не могут быть быстрыми.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Художник реставратор Андрей Замковой у репродукции картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" русского художника Ильи Репина
Картина Репина повреждена уже второй раз. Первый случай произошел в 1913 году и был более серьезным – тогда преступник набросился на полотно с ножом. Теперь металлическим столбиком ограждения было разбито стекло поверх картины, холст прорвался в трех местах, пострадала историческая рама. По результатам первого осмотра изображения лиц и рук Ивана Грозного и царевича Ивана оказались не задетыми. Можно было выдохнуть – это ведь совсем не то, что случилось в Третьяковской галерее 106 лет назад.
Репин сам виноват
В 1913 году все было, как в остросюжетном фильме. Пришел человек и трижды полосонул по холсту, успешно целясь в лица персонажей. Потом приехал Илья Репин и заново переписал лица. Потом пришел Игорь Грабарь, великолепный живописец, которого только что назначили новым директором галереи (прежний из-за эксцесса уволился). Грабарь ахнул: лица царя и царевича после авторских исправлений стали лиловыми. Репин увлекался уже другими цветами и оттенками, не теми, которыми писал картину в 1885 году. Грабарь смыл краску, холст заново отреставрировали.
Газеты тогда много писали о виновнике инцидента (он был признан душевнобольным). Но некоторые винили и самого художника – за излишний реализм. Например, поэт Максимилиан Волошин. Он обратил внимание на то, что человек с ножом долго стоял в зале по соседству с репинским – смотрел на картины Василия Сурикова, но ни одну из них не тронул. Даже трагическое полотно "Утро стрелецкой казни" его не возбудило. А как увидел "Ивана Грозного…", закричал: "Довольно крови!" – и напал на картину. Это значит, делает вывод Волошин, что Репин сам виноват. Он переступил черту, за которой "иллюзия кажется грубой действительностью". Вот Суриков: тоже художник-реалист, но он смог передать трагедию казни без капли крови. А почему Репин не смог? Зачем изобразил кровавые ручьи на лице царевича и руках царя? Выходит, спровоцировал…
Картина "Утро стрелецкой казни" художника Василия Ивановича Сурикова, 1881
Торопиться не надо
На таком историческом фоне современное происшествие в Третьяковской галерее не выглядит катастрофой. Но оно едва ли не ужаснее того, что случилось в 1913 году. Потому что теперь совершилось нападение на картину старую и больную. Хроническая болезнь "Ивана Грозного…" – отслаивание краски от грунта на холсте. Оттого что картина склонна осыпаться, ее сто лет наблюдают реставраторы. "Ивану Грозному…" уже давно категорически запрещено покидать свою стену в Зале Репина. Исключение было сделано только раз – во время эвакуации галереи из Москвы в 1941 году. Что бы там ни показывали в американском сериале "Чернобыль" – будто картина Репина висит в коридоре Кремля, да еще в два раза больше, чем она есть, и в вертикальном положении, – это просто "ляп всех времен". Потому что в мае прошлого года полотно сняли со стены в галерее впервые за почти 80 лет.
Место, где висела повреждения картина И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" в Третьяковской галерее
Что было сделано сразу? Рентгенография, изучение под микроскопом, помещение под защитный колпак. Затем – перенос в отдельно оборудованную реставрационную мастерскую с нужной температурой и влажностью. Потом – изготовление специального подвижного стола-трансформера по размерам полотна два на два с половиной метра. Первый этап реставрации завершился в мае и называется так: раздублирование для последующего нового дублирования. Что это такое, объяснила главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова:
«
"Реставрация 1913 года заключалась в том, что разрезы острым ножом были соединены, а чтобы стабилизировать картину, авторский холст был наклеен еще на один холст. Это называется дублированием, оно столетиями практикуется в истории европейской живописи. На нашем первом этапе необходимо было подготовить картину к повторному дублированию, и для начала авторский холст нужно было освободить от наклеенного в 1913 году слоя".
Все это может показаться реставрационной рутиной, но первый этап был очень важным, и счастье, что он прошел без осложнений.
Реставрация картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" русского художника Ильи Репина
Лицом вниз
Сейчас лицевая сторона картины заклеена для профилактики – она лежит на реставрационном столе лицом вниз. Начался второй этап работы – снятие с оборотной части следов клея, чтобы подготовить поверхность к повторной процедуре дублирования. И это только действия с холстом. А есть еще историческая рама, у которой отколоты куски лепнины. И параллельно решается задача будущей защиты полотна, когда оно вернется на свое родное место. О защите Татьяна Городкова сказала так:
«
"Картина будет защищена другим стеклом, не просто антибликовым, как прежде. На бытовом уровне оно называется бронированным. Важно, чтобы при максимальной прочности стекло имело необходимые характеристики по светопропускающей способности, чтобы фактура мазков, движение кисти на картине Репина хорошо считывались. Мы изучаем практику использования такого стекла в европейских музеях, выбираем лучший вариант. Нам надо создать прозрачную капсулу без ощущения бронированного саркофага".
"Спасение шедевра" – сложный и долговременный проект, дата его окончания даже не определена. Потому что и второй этап, не только первый, все еще подготовительный. Вины Репина в этом, конечно, нет.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Картина "Автопортрет". Художник Илья Репин
Обсудить
Рекомендуем