МОСКВА, 8 декабря/ Радио Sputnik. Наступила зима. Для многих регионов России зима — это очень суровое время, но есть те, кто видит в зиме даже не возможность, а серьезное конкурентное преимущество нашей страны. 11 декабря стартует Петербургский Международный туристский форум "Travel Hub. Приезжай. Зима", участники которого намерены доказать, что зима — это новый тренд в туристской индустрии. Как превратить зиму в турпродукт? Об этом в интервью радио Sputnik рассказал генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Санкт-Петербурга Сергей Азаренков.
- Как возникла идея посмотреть на зиму как на туристический продукт и даже бренд Северной столицы? Если это бренд, то какие смыслы и ценности он выражает?
- Идея рассматривать зиму как туристский продукт возникла из-за исключительной атмосферы зимнего Санкт-Петербурга. Наш выбор сезона проведения главного туристского события года — форума "Travel Hub. Приезжай. Зима" также продиктован желанием увеличить туристский поток в низкий сезон. И, тем самым, сгладить понятие сезонности. Зимний Петербург готов принимать гостей, когда большинство городов переживают спад активности. Этим мы выделяемся среди других туристских направлений.
Конгрессно-выставочное бюро Петербурга специализируется на организации масштабных деловых мероприятий в разные времена года. Обращаю внимание, что наиболее значимые события мы стараемся проводить в низкий туристический сезон: в апреле, в октябре, в ноябре, в декабре. Среди таких проектов – Форум-выставка "Госзаказ", Общероссийский форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России", Петербургский налоговый форум и, конечно, Петербургский туристский форум "Travel Hub. Приезжай. Зима".
- Туристский форум проводится не в первый раз?
- Да, уже в седьмой! Первый такой форум в Петербурге был проведен в 2018-м году, и с тех пор мы стараемся почти каждый декабрь это повторять. Хотя начиналось все очень скромно – в конгрессно-выставочном центре "Экспофорум" всего лишь на 2 дня собрались 14 делегаций. А в 2025 году мы планируем трехдневный форум, 8 площадок, более 5 тысяч участников оффлайн и более 12 тысяч онлайн-подключений. Заявились к участию более 50 регионов и свыше 30 стран. Поэтому мы уже сейчас можем сказать, что за эти годы Форум прошел большой путь развития.
- Петербург – уже одно из самых популярных туристических направлений. Поделитесь статистикой, каков сейчас турпоток? И зачем дополнительно привлекать туристов в зимний период? Какой экономический эффект вы ожидаете?
- По итогам 2024 года Петербург посетило более 1 миллиона деловых туристов. Это более 10% внутреннего турпотока, из них – 67 тысяч туристов из стран Ближнего зарубежья и почти 79 тысяч туристов – из стран Дальнего зарубежья. Общий вклад делового туризма в экономику города составил 82 миллиарда рублей. Привлечение туристов зимой позволяет поддержать малый и средний бизнес, увеличить общий экономический эффект. Деловой турист, как правило, имеет более высокие расходы по сравнению с туристом досугового характера, включая проживание в отелях высшего сегмента, питание в ресторанах, организацию мероприятий и транспорт. Средний чек делового туриста из регионов России 55 600 рублей, из Ближнего зарубежья - 81 500 рублей, а из Дальнего зарубежья более 150 000 рублей.
Проведение мероприятий в зимний период также позволяет гостиницам и предприятиям сферы услуг равномерно загрузить отрасль в течение всего календарного года, обеспечив стабильный доход и высокое качество обслуживания. А статистику за 2025 год мы планируем объявить, как раз-таки на нашем форуме "Travel Hub. Приезжай. Зима".
- Кто станет участниками Форума и какие активности вы запланировали?
- В Форуме примут участие множество российских и иностранных экспертов. В том числе – вице-губернаторы Санкт-Петербурга Борис Пиотровский и Владимир Княгинин, председатель Комитета по развитию туризма Евгений Панкевич, генеральный секретарь – руководитель Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств –участников Содружества Независимых Государств Дмитрий Кообицкий. Также мы ждем приезда Заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрия Вахрукова, представителей Госдумы, турсообщества, иностранных государств.
В программе Форума — свыше 30 тематических сессий и дискуссий. Запланирована ежедневная вечерняя программа, в которую войдут торжественные церемонии вручения отраслевых премий. Среди особенно значимых мероприятий – пленарная сессия "География России", форсайт-сессия "Серебряное ожерелье России. Перезагрузка", всероссийская премия "WhereToTravel Hotels Award", тематическая сессия в рамках III Международного туристического Форума ШОС "Туризм объединяет страны Шелкового пути. Диалог профессионалов".
Кроме того, мы специально организуем мероприятия на ведущих площадках Санкт-Петербурга, расположенных в самом центре города — в знаменитом золотом треугольнике. Это уникальное расположение позволяет легко перемещаться пешком между всеми нашими площадками, наслаждаясь атмосферой исторического центра Северной столицы. Таким образом, мы презентуем город как ведущую конгрессную мировую площадку среди потенциальных организаторов крупных конференций и выставочных проектов.
- Форум имеет международный статус. Как, по-вашему, добиться укрепления международных связей сегодня, когда наша страна находится в условиях жёстких ограничений? Какие перспективные направления в сфере сотрудничества международного вы бы могли выделить?
- Несмотря на текущие вызовы, мы активно развиваем международное сотрудничество со странами Ближнего и Дальнего зарубежья. В 2025 году Конгрессно-выставочное бюро приняло участие в туристских выставках в Индии, Иране, Белоруссии, Казахстане, Китае, Вьетнаме, Катаре и Узбекистане. Также мы реализуем программу амбассадоров, в рамках которой в Санкт-Петербург привлекаются деловые мероприятия. Так, в этом году наши амбассадоры самостоятельно провели и организовали более 55 крупных деловых мероприятий в Петербурге, охватив все регионы Российской Федерации и более 40 зарубежных стран. Об эффективности программы амбассадоров говорят цифры: совокупный вклад в экономику города привлечённых ими мероприятий составил более 2,5 миллиардов рублей.
- Что может Петербург предложить путешественникам не только из России, но и из других стран?
- Мы стараемся создавать целостность образа нашего города как места, способного удовлетворять запросы самой широкой аудитории путешественников, предлагая самый богатый ассортимент впечатлений и возможностей для качественного досуга и профессиональной деятельности. Например, в этом году мы провели гастрономическую ассамблею "Петербургский завтрак", конференцию "Искусственный интеллект — новый ресурс для взаимодействия", выездную экспертную сессию "Зелёный вектор — новые возможности для проведения туристской привлекательности" в рамках ПМЭФ, деловую сессию "Международное сотрудничество в сфере туризма, креативной экономики на пространстве СНГ", круглый стол "100 лет общественной дипломатии".
Специально для иностранных журналистов мы проводим пресс-туры в Северную столицу. В этом году к нам приехали журналисты из Индии, Китая и Вьетнама. Отдельно хочется отметить с каким успехом прошла ассамблея "Петербургский завтрак": в ней приняли участие 139 ресторанов, каждый из которых предложил свой вариант завтрака, отражающий уникальную культуру нашего города.
- Возможно ли масштабировать опыт Санкт-Петербурга в сфере туризма и использовать его для развития других регионов России и даже наших дружественных зарубежных партнёров?
- Да, конечно, это уже происходит. Например, мы реализуем межрегиональный проект "Серебряное ожерелье России". Он состоит из комплекса маршрутов, объединяющих исторические города, областные центры, крупные населённые пункты одиннадцати субъектов Северо-Запада России, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты, в том числе — включённые в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Или другой пример – совместно с правительством Москвы мы реализуем проект "Два города — миллион впечатлений", благодаря которому путешественник за одну поездку может посетить два города. Этот проект нам даёт количественное увеличение туристов из-за рубежа.
- Каких результатов вы ожидаете? Какую ставите перед собой глобальную цель?
- Наша стратегическая цель — это укрепить позиции Санкт-Петербурга как ведущей мировой дестинации для делового туризма, сделать Северную столицу центром притяжения для туристов и деловых мероприятий международного уровня, демонстрирующим эффективную модель устойчивого развития туризма. Для этого мы планомерно повышаем конкурентоспособность нашего города на мировом рынке делового туризма, привлекаем большое внимание со стороны потенциальных инвесторов и партнёров, обеспечиваем дополнительные возможности для экономического роста и создаём благоприятные условия для дальнейшего устойчивого развития всей туристской отрасли нашего города.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
