МОСКВА, 28 февраля/ Радио Sputnik. В Музее русского импрессионизма в Москве проходит выставка "Изображая воздух. Русский импрессионизм". В экспозиции представлены работы 70 отечественных живописцев, творивших на рубеже XIX — XX веков.
В ряду тех, кто пробовал себя в "искусстве впечатления", стоят как прославленные мастера (Константин Коровин, Игорь Грабарь, Зинаида Серебрякова), так и менее известные авторы, чьи произведения показывают разные грани художественного эксперимента. Подбор полотен отвечает задаче выставки – охватить русский импрессионизм как явление, познакомить зрителей с его ключевыми чертами и выявить его национальный колорит.
«
"В России создавались картины в импрессионистической манере, но они отличались от французского направления, поскольку художники работали с учетом нашей специфики, особенностей пейзажа, климата, культуры, а также предыдущих живописных традиций, таких, как русский критический реализм", – объясняет куратор выставки, главный хранитель Музея русского импрессионизма Наталья Свиридова. – "Русские художники даже в пейзаже стремились к лирике, психологизму, особенной глубине, душевности. И содержание, и прочтение этого содержания, и колорит отличаются: у нас любили темную палитру, тихий город, портрет-тип, то есть живописцев интересовал поиск характера народа, русской души".
Выставка "Изображая воздух. Русский импрессионизм" уникальна по своему масштабу: на трех этажах Музея собраны свыше 150 произведений из 75 государственных и частных собраний со всей страны от Калининграда до Владивостока и Хабаровска: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, а также из собственной коллекции.
«
"Для нас это титульный, знаковый проект. Нам удалось привлечь работы из десятков коллекций, чтобы показать русский импрессионизм ярко с привлечением безусловно узнаваемых работ и открыть публике неизвестные имена", – отмечает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.
Открывают экспозицию полотна, "изображающие воздух" и выявляющие природу света. Следом за ними представлена работа живописцев с цветом. В ходе своих экспериментов с палитрой русские художники пришли к несвойственной для направления темной гамме с эффектами ночного освещения и петербургской невской водой, для которой куратор Наталья Свиридова предлагает термин "черный импрессионизм".
Отдельное внимание организаторы уделили этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Туржанского, а также пленэрным композициям Виктора Борисова-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. По словам экспертов, именно в рамках импрессионизма натурные зарисовки приобрели статус самостоятельных произведений.
Другим открытием импрессионистического течения в искусстве стали демократичные сюжеты: пикники, чаепития, катания в лодке, посещения кафе и театров. Также приобрел популярность "русский мотив": выставка показывает, как на смену вибрирующим бульварам Парижа пришли улицы уездных русских городов Константина Горбатова и Петра Петровичева, а вместо актрис на портретах появились молодые крестьянки в исполнении Абрама Архипова. Новаторские композиционные приемы мастера заимствовали также из фотографии и японской гравюры: в сопоставлении с тиражной графикой предстают работы Константина Кузнецова, Игоря Грабаря и Василия Переплетчикова.
Продолжить мысль о влиянии научных открытий на передачу световоздушной среды и формирование нового изобразительного языка в искусстве призвана инсталляция "Наглядные пособия", созданная современной художницей Ириной Кориной и установленная в холле Музея. Кроме того, выставка "Изображая воздух. Русский импрессионизм" доступна для незрячих и слабовидящих посетителей: на экспозиции установлены тактильные станции с трехмерными барельефами основных работ и ароматами, навеянными этими произведениями. После завершения выставки летом 2025 года макеты вместе с полотнами отправятся в региональные музеи Мурома, Рыбинска, Кирова и Владивостока.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
