https://radiosputnik.ru/20230717/1884513412.html
Советская монументальная пропаганда
Советская монументальная пропаганда - Радио Sputnik, 17.07.2023
Советская монументальная пропаганда
17 июля 1919 года Совет народных комиссаров принял постановление "О постановке в Москве памятников великим людям". Список тех, кого необходимо было увековечить, Радио Sputnik, 17.07.2023
2023-07-17T01:54
2023-07-17T01:54
2023-07-17T01:56
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e7/07/11/1884513313_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_68e86b3de535bc2d5adbf47e82762f86.jpg
Советская монументальная пропаганда
17 июля 1919 года Совет народных комиссаров принял постановление "О постановке в Москве памятников великим людям". Список тех, кого необходимо было увековечить, обсуждался долго. В итоге в него вошли 66 фамилий в 6 частях. Три шестерки – число зверя Апокалипсиса. В первую часть списка попали, конечно же, пламенные революционеры – начиная со Спартака, Брута и Тиберия Гракха. Далее шли Маркс с Энгельсом, Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев, даже Робеспьер с Дантоном. И это при том, что первый казнил второго.
Вторая часть списка – писатели и поэты: Лев Толстой, Лермонтов, Пушкин, Достоевский. Уж не за роман ли "Бесы" он удостоился такой чести?В раздел художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов. И это при том, что первый – иконописец, а второй – почти тоже самое. А в списке артистов было всего две фамилии – Мочалов и Комиссаржевская.
Хотя в стране шла Гражданская война, на постановку памятников выделили огромные деньги. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как Коненков и Меркуров. Да вот материал-то был плохой – в основном гипс и низкокачественный бетон. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что его подорвали враги советской власти. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма, действительно взорвали. Анархисты. Видно, оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился.
А еще всех ошарашил Меркуров, предложивший проект памятника "Карл Маркс, стоящий на четырех слонах". Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило.
В 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в "Известиях" о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: "В римской тоге фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой. Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников".
Да, эта ленинская рука, указующая в неопределенную туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. А вот Ленина в римской тоге представить почти невозможно. Если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов. Однако Красин все это говорил вполне серьезно – ни капельки мудрой и спасительной самоиронии…
audio/mpeg
Советская монументальная пропаганда
17 июля 1919 года Совет народных комиссаров принял постановление "О постановке в Москве памятников великим людям". Список тех, кого необходимо было увековечить, обсуждался долго. В итоге в него вошли 66 фамилий в 6 частях. Три шестерки – число зверя Апокалипсиса. В первую часть списка попали, конечно же, пламенные революционеры – начиная со Спартака, Брута и Тиберия Гракха. Далее шли Маркс с Энгельсом, Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев, даже Робеспьер с Дантоном. И это при том, что первый казнил второго.
Вторая часть списка – писатели и поэты: Лев Толстой, Лермонтов, Пушкин, Достоевский. Уж не за роман ли "Бесы" он удостоился такой чести?В раздел художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов. И это при том, что первый – иконописец, а второй – почти тоже самое. А в списке артистов было всего две фамилии – Мочалов и Комиссаржевская.
Хотя в стране шла Гражданская война, на постановку памятников выделили огромные деньги. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как Коненков и Меркуров. Да вот материал-то был плохой – в основном гипс и низкокачественный бетон. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что его подорвали враги советской власти. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма, действительно взорвали. Анархисты. Видно, оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился.
А еще всех ошарашил Меркуров, предложивший проект памятника "Карл Маркс, стоящий на четырех слонах". Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило.
В 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в "Известиях" о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: "В римской тоге фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой. Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников".
Да, эта ленинская рука, указующая в неопределенную туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. А вот Ленина в римской тоге представить почти невозможно. Если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов. Однако Красин все это говорил вполне серьезно – ни капельки мудрой и спасительной самоиронии…
audio/mpeg
17 июля 1919 года Совет народных комиссаров принял постановление "О постановке в Москве памятников великим людям". Список тех, кого необходимо было увековечить, обсуждался долго. В итоге в него вошли 66 фамилий в 6 частях. Три шестерки – число зверя Апокалипсиса. В первую часть списка попали, конечно же, пламенные революционеры – начиная со Спартака, Брута и Тиберия Гракха. Далее шли Маркс с Энгельсом, Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев, даже Робеспьер с Дантоном. И это при том, что первый казнил второго.Вторая часть списка – писатели и поэты: Лев Толстой, Лермонтов, Пушкин, Достоевский. Уж не за роман ли "Бесы" он удостоился такой чести?В раздел художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов. И это при том, что первый – иконописец, а второй – почти тоже самое. А в списке артистов было всего две фамилии – Мочалов и Комиссаржевская. Хотя в стране шла Гражданская война, на постановку памятников выделили огромные деньги. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как Коненков и Меркуров. Да вот материал-то был плохой – в основном гипс и низкокачественный бетон. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что его подорвали враги советской власти. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма, действительно взорвали. Анархисты. Видно, оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился.А еще всех ошарашил Меркуров, предложивший проект памятника "Карл Маркс, стоящий на четырех слонах". Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило.В 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в "Известиях" о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: "В римской тоге фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой. Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников".Да, эта ленинская рука, указующая в неопределенную туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. А вот Ленина в римской тоге представить почти невозможно. Если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов. Однако Красин все это говорил вполне серьезно – ни капельки мудрой и спасительной самоиронии…
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e7/07/11/1884513313_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_96ee5938a6af555ab565809473ee9a53.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
17 июля 1919 года Совет народных комиссаров принял постановление "О постановке в Москве памятников великим людям". Список тех, кого необходимо было увековечить, обсуждался долго. В итоге в него вошли 66 фамилий в 6 частях. Три шестерки – число зверя Апокалипсиса. В первую часть списка попали, конечно же, пламенные революционеры – начиная со Спартака, Брута и Тиберия Гракха. Далее шли Маркс с Энгельсом, Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев, даже Робеспьер с Дантоном. И это при том, что первый казнил второго.
Вторая часть списка – писатели и поэты: Лев Толстой, Лермонтов, Пушкин, Достоевский. Уж не за роман ли "Бесы" он удостоился такой чести?В раздел художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов. И это при том, что первый – иконописец, а второй – почти тоже самое. А в списке артистов было всего две фамилии – Мочалов и Комиссаржевская.
Хотя в стране шла Гражданская война, на постановку памятников выделили огромные деньги. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как Коненков и Меркуров. Да вот материал-то был плохой – в основном гипс и низкокачественный бетон. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что его подорвали враги советской власти. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма, действительно взорвали. Анархисты. Видно, оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился.
А еще всех ошарашил Меркуров, предложивший проект памятника "Карл Маркс, стоящий на четырех слонах". Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило.
В 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в "Известиях" о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: "В римской тоге фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой. Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников".
Да, эта ленинская рука, указующая в неопределенную туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. А вот Ленина в римской тоге представить почти невозможно. Если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов. Однако Красин все это говорил вполне серьезно – ни капельки мудрой и спасительной самоиронии…