https://radiosputnik.ru/20220325/1779980721.html
Доктрина "Москва – Третий Рим"
Доктрина "Москва – Третий Рим" - Радио Sputnik, 25.03.2022
Доктрина "Москва – Третий Рим"
25 марта 1479 года родился великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного. Его называют "собирателем русских земель". Радио Sputnik, 25.03.2022
2022-03-25T06:29
2022-03-25T06:29
2022-03-25T06:30
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/03/19/1779980705_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_94575cda470a7ead1598d90a504ac393.jpg
Доктрина "Москва – Третий Рим"
25 марта 1479 года родился великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного. Его называют "собирателем русских земель".
В централизованное Русское государство при Василии III вошли Псков, Смоленск и Рязань. В его правление повилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину...
XVI век для России стал периодом высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина.
Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм, стал именоваться "вторым" или "новым Римом". А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей.
Следует отметить, что подобная доктрина не была чем-то необычным. Напротив, в средневековой Европе существовала концепция "вечного Рима" и связанного с этим представления о переносе мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем, все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса".
Поэтому идею "Москва – Третий Рим" нужно рассматривать как русскую реакцию на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную в укреплении единства России. Причем, она не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все и так понимали, что четвертому Риму не бывать.
Тем не менее, западная историография XX века намеренно создавала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух [коммунизма] исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм".
audio/mpeg
Доктрина "Москва – Третий Рим"
25 марта 1479 года родился великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного. Его называют "собирателем русских земель".
В централизованное Русское государство при Василии III вошли Псков, Смоленск и Рязань. В его правление повилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину...
XVI век для России стал периодом высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина.
Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм, стал именоваться "вторым" или "новым Римом". А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей.
Следует отметить, что подобная доктрина не была чем-то необычным. Напротив, в средневековой Европе существовала концепция "вечного Рима" и связанного с этим представления о переносе мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем, все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса".
Поэтому идею "Москва – Третий Рим" нужно рассматривать как русскую реакцию на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную в укреплении единства России. Причем, она не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все и так понимали, что четвертому Риму не бывать.
Тем не менее, западная историография XX века намеренно создавала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух [коммунизма] исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм".
audio/mpeg
25 марта 1479 года родился великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного. Его называют "собирателем русских земель". В централизованное Русское государство при Василии III вошли Псков, Смоленск и Рязань. В его правление повилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину...XVI век для России стал периодом высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина.Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм, стал именоваться "вторым" или "новым Римом". А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей.Следует отметить, что подобная доктрина не была чем-то необычным. Напротив, в средневековой Европе существовала концепция "вечного Рима" и связанного с этим представления о переносе мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем, все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса".Поэтому идею "Москва – Третий Рим" нужно рассматривать как русскую реакцию на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную в укреплении единства России. Причем, она не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все и так понимали, что четвертому Риму не бывать.Тем не менее, западная историография XX века намеренно создавала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух [коммунизма] исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм".
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/03/19/1779980705_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_62bbf27ee8cf40e3ed1d53c8ef2cdf13.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
25 марта 1479 года родился великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного. Его называют "собирателем русских земель".
В централизованное Русское государство при Василии III вошли Псков, Смоленск и Рязань. В его правление повилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину...
XVI век для России стал периодом высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина.
Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм, стал именоваться "вторым" или "новым Римом". А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей.
Следует отметить, что подобная доктрина не была чем-то необычным. Напротив, в средневековой Европе существовала концепция "вечного Рима" и связанного с этим представления о переносе мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем, все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса".
Поэтому идею "Москва – Третий Рим" нужно рассматривать как русскую реакцию на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную в укреплении единства России. Причем, она не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все и так понимали, что четвертому Риму не бывать.
Тем не менее, западная историография XX века намеренно создавала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух [коммунизма] исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм".