https://radiosputnik.ru/20210610/soyuzmultfilm-1736201677.html
"Союзмультфильм": от "эклера" и кукол до 3D-анимации
"Союзмультфильм": от "эклера" и кукол до 3D-анимации
"Союзмультфильм": от "эклера" и кукол до 3D-анимации
Радио Sputnik, 10.06.2021
2021-06-10T07:00
2021-06-10T07:00
2021-06-10T07:00
авторы
технологии
юрий норштейн
мосфильм
европа
москва
вячеслав котеночкин
федор хитрук
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/03/05/1600063363_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_1db29df0f0baed7d89088c622cd9d226.jpg
Основание студии "Союзмультфильм"
10 июня 1936 года по инициативе Сталина была основана студия "Союздетмультфильм" - ныне "Союзмультфильм". Она выпустила более полутора тысяч рисованных и кукольных фильмов. Первые мультфильмы "Лимпопо", "Мойдодыр" были созданы в технике "эклер". На пленку снимали настоящих людей и животных, после чего покадрово прорисовывали их движения. Таким способом художники добились невероятной реальности своих персонажей.
audio/mpeg
От победы до развала. Крах и воскрешение Союзмультфильма
Конец 80-х годов стал для студии очень тяжелым, не хватало финансов и поддержки государства. На студии начался кадровый и творческий кризис, а ряд мастеров покинули "Союзмультфильм" в поисках лучшей доли. В начале 90-х в руководство "Союзмультфильма" пришли люди весьма далекие от мультипликации, но зато с "хорошей" криминальной жилкой. Как знаменитая киностудия потеряла помещения и фонды?
audio/mpeg
Расцвет, закат и перезагрузка… Созданный в пику Walt Disney Studios "Союзмультфильм", как и американский визави, прошел все стадии испытаний. Тяжелее всего пришлось в годы перестройки и распада СССР, но выстоял и сейчас переживает ренессанс."Не хуже и даже лучше западных", такой мыслью воодушевились советские чиновники, когда задумали создать что-то подобное Walt Disney Studios в Советском Союзе. Их грело то, что с помощью оживленных рисунков можно создать все что душе угодно. Идея понравилась Иосифу Сталину и на базе нескольких студий – "Совкино", "Межрабпомфильма", "Союздетфильма" (ныне "Киностудия им. Горького") и "Мосфильма" – была образована киностудия "Союздетмультфильм". Ее возглавил Александр Птушко (создатель полнометражного фильма "Новый Гулливер", в котором были соединены актерская игра и кукольная мультипликация, 1935). Название "Союздетмультфильм" не очень-то приживалось и спустя всего год слог "дет" исчез. В команду студии вошли Иван Иванов-Вано, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев и Дмитрий Бабиченко. Технологии и приоритетыПоначалу "Союзмультфильм" использовал американский опыт, порою даже подражая манере заокеанской студии. Животное – также было взято за основу для создания героев жизненных историй. Тем не менее, пытливый ум советских мультипликаторов и их желание соригинальничать практически с первых лет дают свои плоды. К тому же были еще и наработки мультипликации царской России ("Стрекоза и муравей", "Прекрасная Люканида" и "Война усачей с рогачами" Владислава Старевича, 1912). Стали рождаться любопытные и художественно оформленные работы. Прежде всего это фильмы Владимира Сутеева ("Шумное плавание", "Почему у носорога шкура в складках?"). Первым же мультиком студии стал "В Африке жарко". Переход на цвет и новые техникиМульт (как сейчас называют анимационные фильмы) про Африку снискал любовь у юных зрителей. Это подкупило советских чиновников, которые поддались на уговоры "Союзмультфильма" выделить средства, чтоб перейти на цветные ленты. В 1938 году в цвете вышли "Лимпопо", "Бармалей", "Мойдодыр", созданные в технике "эклер": сначала снимали людей и животных, а потом покадрово прорисовывали движения персонажей. Герой мультфильма, каждый в отдельности, становился более естественным.Великая Отечественная война… "Союзмультфильм" эвакуировали в Самарканд. Там условий для работы никаких не было и год спустя студия возвращается в Москву. Бомбежки, нехватка материалов и еды, без отопления и часто без света — тяжелейшая обстановка, в которой создаются любимые многими до сих пор "Сказка о царе Салтане", "Краденое солнце" и "Синдбад-мореход". Отказ от "диснеевщины"Вторая половина 40-х для "Союзмультфильма" стала переломной. Мультипликаторы полностью перешли на создание лент с использованием авторских приемов. Студия обновилась и стала самобытной, со своим узнаваемым почерком, свидетельством чего стали "Конек-Горбунок", "Цветик-Семицветик" и "Серая шейка". А "Песенка радости" на Венецианском кинофестивале 1947 года получила "бронзу", проложив путь к мировому признанию. Пятидесятые годы – эпоха новых стилей. "Снежная королева" и "Необыкновенный матч" – с необычной прорисовкой. Выходят на экраны кукольные мультики – один из них "Карандаш и Клякса — веселые охотники" Евгения Мигунова. Золотой век "Союзмультфильма"Достаточно перечислить названия и сразу становится ясно, что с начала 60-х по середину 80-х – лучшие времена студии. Появляются культовые "Винни-Пух", "Ну, погоди!", "Трое из Простоквашино", "Жил-был пес", "Чебурашка и Крокодил Гена", "Бременские музыканты", "Ежик в тумане" и многие-многие другие. На экранах стал выходить мультжурнал "Веселая карусель". Вообще 60-е для "Союзмультфильма" отличались авторскими работами, которыми советских зрителей радовали выдающиеся режиссеры Федор Хитрук, Вячеслав Котеночкин, Юрий Норштейн, Иван Уфимцев, мультипликатор Иосиф Боярский. "Союзмультфильм" стал крупнейшей студией Европы: штат более 500 человек, более 1000 работ, более 20 новых жанров и стилей. Музей студии уже еле вмещал в себя полученные награды и дипломы престижных фестивалей. Конец 1980-х – начало 2000-хСтудия переживала далеко не лучшие времена: сокращение финансирования, смена руководства, кадровый кризис, потеря авторских прав, рейдерский захват… Производство практически останавливается. Вообще коллектив "Союзмультфильма" не очень любит вспоминать о тех тяготах, через которые пришлось тогда пройти. Жизнь стала налаживаться, когда 30 июня 1999 года произошла реорганизация – появилась "Киностудия "Союзмультфильм". С того момента хоть и со скрипом, дела, казалось, стали налаживаться. Занялись переоснащением, пытались запустить новые проекты и возродить старые. Но средств не хватало, и студия оказалась на грани банкротства. За выручкой обратились к государству, и только после 2011 года появилась уверенность, что "Союзмультфильму" – быть. Союзмультфильм сегодняСегодня студия, как говорится, развернулась "по полной". Новые технологии, оборудование, помолодевшая команда… Коллаборация 2018 года: для фанатов советских мультиков "Союзмультфильм" совместно с Puma выпустили коллекцию кроссовок с любимыми героями "Винни-Пуха" и "Ну, погоди!". Появляются оригинальные проекты ("Суворовъ", анимационный кластер в Хабаровском крае) и выходят на экраны новые работы: "Простоквашино", "Гофманиада" и др. Заработал официальный сайт, на котором об истории "Союзмультфильма" можно узнать, свежие новости почитать. Кстати, новые мультики студии можно посмотреть не только на сайте, но и на "Телеканале Мульт" или "Мульт TV". Кроме того, на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства, – ред.) в феврале 2021 года для детей и взрослых открылась уникальная площадка "Союзмультпарк" (павильон № 7), где можно отправиться в "Путешествие внутрь мультфильма".Среди планов "Союзмультфильма" – обзавестись личным телеканалом: готовится купить "Мультиландию". Так студия хочет стать ближе к своим зрителям – показывать все, что производит, имея личный доступ к прямому эфиру.В общем, сегодня можно с уверенностью сказать, что любимый всеми и дорогой наш "Союзмультфильм" переживает ренессанс. Остается только поздравить студию с днем рождения и пожелать удачи и процветания! Автор Олег Обухов, радио Sputnik Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20201224/animatsiya-1590746947.html
https://radiosputnik.ru/20210304/kanal-1599921854.html
европа
москва
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Олег Обухов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147874/22/1478742223_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_7901bc291c978b446ec8b0fb867c3fe1.jpg
Олег Обухов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147874/22/1478742223_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_7901bc291c978b446ec8b0fb867c3fe1.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/03/05/1600063363_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_844619efc031c46cf31c0b40507b0aac.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Олег Обухов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147874/22/1478742223_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_7901bc291c978b446ec8b0fb867c3fe1.jpg
технологии, юрий норштейн, мосфильм, европа, москва, вячеслав котеночкин, федор хитрук, союзмультфильм, россия
Авторы, Технологии, Юрий Норштейн, Мосфильм, Европа, Москва, Вячеслав Котеночкин, Федор Хитрук, Союзмультфильм, Россия
Расцвет, закат и перезагрузка… Созданный в пику Walt Disney Studios "Союзмультфильм", как и американский визави, прошел все стадии испытаний. Тяжелее всего пришлось в годы перестройки и распада СССР, но выстоял и сейчас переживает ренессанс.
"Не хуже и даже лучше западных", такой мыслью воодушевились советские чиновники, когда задумали создать что-то подобное Walt Disney Studios в Советском Союзе. Их грело то, что с помощью оживленных рисунков можно создать все что душе угодно. Идея понравилась Иосифу Сталину и на базе нескольких студий – "Совкино", "Межрабпомфильма", "Союздетфильма" (ныне "Киностудия им. Горького") и "Мосфильма" – была образована киностудия "Союздетмультфильм". Ее возглавил Александр Птушко (создатель полнометражного фильма "Новый Гулливер", в котором были соединены актерская игра и кукольная мультипликация, 1935). Название "Союздетмультфильм" не очень-то приживалось и спустя всего год слог "дет" исчез. В команду студии вошли Иван Иванов-Вано, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев и Дмитрий Бабиченко.
Поначалу "Союзмультфильм" использовал американский опыт, порою даже подражая манере заокеанской студии. Животное – также было взято за основу для создания героев жизненных историй. Тем не менее, пытливый ум советских мультипликаторов и их желание соригинальничать практически с первых лет дают свои плоды. К тому же были еще и наработки мультипликации царской России ("Стрекоза и муравей", "Прекрасная Люканида" и "Война усачей с рогачами" Владислава Старевича, 1912). Стали рождаться любопытные и художественно оформленные работы. Прежде всего это фильмы Владимира Сутеева ("Шумное плавание", "Почему у носорога шкура в складках?"). Первым же мультиком студии стал "В Африке жарко".
Переход на цвет и новые техники
Мульт (как сейчас называют анимационные фильмы) про Африку снискал любовь у юных зрителей. Это подкупило советских чиновников, которые поддались на уговоры "Союзмультфильма" выделить средства, чтоб перейти на цветные ленты. В 1938 году в цвете вышли "Лимпопо", "Бармалей", "Мойдодыр", созданные в технике "эклер": сначала снимали людей и животных, а потом покадрово прорисовывали движения персонажей. Герой мультфильма, каждый в отдельности, становился более естественным.
Великая Отечественная война… "Союзмультфильм" эвакуировали в Самарканд. Там условий для работы никаких не было и год спустя студия возвращается в Москву. Бомбежки, нехватка материалов и еды, без отопления и часто без света — тяжелейшая обстановка, в которой создаются любимые многими до сих пор "Сказка о царе Салтане", "Краденое солнце" и "Синдбад-мореход".
Вторая половина 40-х для "Союзмультфильма" стала переломной. Мультипликаторы полностью перешли на создание лент с использованием авторских приемов. Студия обновилась и стала самобытной, со своим узнаваемым почерком, свидетельством чего стали "Конек-Горбунок", "Цветик-Семицветик" и "Серая шейка". А "Песенка радости" на Венецианском кинофестивале 1947 года получила "бронзу", проложив путь к мировому признанию.
Пятидесятые годы – эпоха новых стилей. "Снежная королева" и "Необыкновенный матч" – с необычной прорисовкой. Выходят на экраны кукольные мультики – один из них "Карандаш и Клякса — веселые охотники" Евгения Мигунова.
Золотой век "Союзмультфильма"
Достаточно перечислить названия и сразу становится ясно, что с начала 60-х по середину 80-х – лучшие времена студии. Появляются культовые "Винни-Пух", "Ну, погоди!", "Трое из Простоквашино", "Жил-был пес", "Чебурашка и Крокодил Гена", "Бременские музыканты", "Ежик в тумане" и многие-многие другие. На экранах стал выходить мультжурнал "Веселая карусель". Вообще 60-е для "Союзмультфильма" отличались авторскими работами, которыми советских зрителей радовали выдающиеся режиссеры Федор Хитрук, Вячеслав Котеночкин, Юрий Норштейн, Иван Уфимцев, мультипликатор Иосиф Боярский. "Союзмультфильм" стал крупнейшей студией Европы: штат более 500 человек, более 1000 работ, более 20 новых жанров и стилей. Музей студии уже еле вмещал в себя полученные награды и дипломы престижных фестивалей.
Конец 1980-х – начало 2000-х
Студия переживала далеко не лучшие времена: сокращение финансирования, смена руководства, кадровый кризис, потеря авторских прав, рейдерский захват… Производство практически останавливается. Вообще коллектив "Союзмультфильма" не очень любит вспоминать о тех тяготах, через которые пришлось тогда пройти. Жизнь стала налаживаться, когда 30 июня 1999 года произошла реорганизация – появилась "Киностудия "Союзмультфильм". С того момента хоть и со скрипом, дела, казалось, стали налаживаться. Занялись переоснащением, пытались запустить новые проекты и возродить старые. Но средств не хватало, и студия оказалась на грани банкротства. За выручкой обратились к государству, и только после 2011 года появилась уверенность, что "Союзмультфильму" – быть.
Сегодня студия, как говорится, развернулась "по полной". Новые технологии, оборудование, помолодевшая команда…
Коллаборация 2018 года: для фанатов советских мультиков "Союзмультфильм" совместно с Puma выпустили коллекцию кроссовок с любимыми героями "Винни-Пуха" и "Ну, погоди!".
Появляются оригинальные проекты ("Суворовъ", анимационный кластер в Хабаровском крае) и выходят на экраны новые работы: "Простоквашино", "Гофманиада" и др. Заработал
официальный сайт, на котором об истории "Союзмультфильма" можно узнать, свежие новости почитать. Кстати, новые мультики студии можно посмотреть не только на сайте, но и на "Телеканале Мульт" или "Мульт TV".
Кроме того, на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства, – ред.) в феврале 2021 года для детей и взрослых открылась уникальная площадка "Союзмультпарк" (павильон № 7), где можно отправиться в "Путешествие внутрь мультфильма".
Среди планов "Союзмультфильма" – обзавестись личным телеканалом: готовится купить "Мультиландию". Так студия хочет стать ближе к своим зрителям – показывать все, что производит, имея личный доступ к прямому эфиру.
В общем, сегодня можно с уверенностью сказать, что любимый всеми и дорогой наш "Союзмультфильм" переживает ренессанс. Остается только поздравить студию с днем рождения и пожелать удачи и процветания!
Автор Олег Обухов, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.