https://radiosputnik.ru/20200907/tu-154-1576582900.html
Посадка Ту-154 в Ижме. Любовь к порядку спасла жизни
Посадка Ту-154 в Ижме. Любовь к порядку спасла жизни - Радио Sputnik, 07.09.2020
Посадка Ту-154 в Ижме. Любовь к порядку спасла жизни
Ровно десять лет назад, 7 сентября 2010 года, пилоты посадили самолет Ту-154 с отказавшим электропитанием на полосу, выведенную из эксплуатации. Настоящее чудо в Ижме!
2020-09-07T07:00
2020-09-07T07:00
2020-09-07T07:00
авторы
общество
москва
алроса
ту-154
евгений новоселов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/02/18/1565134618_0:41:551:350_1920x0_80_0_0_9cef53ad9682469171f5f6de8c738ada.jpg
Аэродром в Ижме больше не пригоден к приему самолетов – взлетно-посадочную полосу выводят из эксплуатации, остается только вертолетная площадка, объявили в 2003-м начальнику аэродрома Сергею Сотникову. Он работал там практически с самого открытия (а это было в 1978 году) и дорогое сердцу место бросать не собирался, остался начальником вертолетной площадки.Как человек, любящий порядок, следил за всей территорией бывшего аэродрома: не позволял ездить на лошадях по взлетно-посадочной полосе, убирал там мусор, освежал разметку. Потому что самому не хотелось смотреть каждый день на разруху. А так – чисто и приятно.Так и занимался бы никому не известный человек никому не нужным делом, если бы оно однажды не спасло 81 жизнь.Седьмого сентября 2010 года самолет компании "Алроса" вылетел из города Удачный в Якутии и направился в Москву. Путь неблизкий, пассажиры приготовились к утомительному перелету, который поначалу таким и был.Но уже через три с половиной часа вышли из строя аккумуляторы. Это означало, что самолет остался без связи с Землей, без навигации, без автопилота, и главное – без топливных насосов, которые без электричества не могли качать топливо в баке. У самолета на высоте 10 000 метров оставалось около 3 тонн горючего, которое было накачано ранее.Не самая простая ситуация.Пилоты снизили самолет до высоты 3 000 метров и летели над Ижмой, высматривая удобный участок для приземления или приводнения. Ориентироваться они теперь могли только на собственные глаза. Ну и на стакан с водой, по которому определяли, не кренится ли самолет. Вот и все "приборы".Пассажиров сгруппировали в салоне так, чтобы им было удобнее воспользоваться аварийными выходами. Страшно представить, что чувствовали в это время люди в салоне, чья жизнь зависела от мастерства пилотов и воли случая, и экипаж, который понимал весь груз ответственности.Нужно было найти ровный участок Ижмы, чтобы приводниться. Или – еще лучше, сесть на остров, который виднелся справа. Как только самолет взял на него курс, стал заметен старый аэродром. Бетонная взлетно-посадочная полоса посреди тайги – это ли не удача!Да, это был закрытый аэропорт со слишком короткой ВВП, но в тех условиях он оказался наилучшим вариантом.Рассчитывать все и примеряться летчикам тоже пришлось на глаз, поэтому с первого раза сесть не рискнули, заходили на второй круг, потом еще раз.В нормальных условиях скорость самолета при посадке регулируется с помощью закрылков и предкрылков, но и они управляются электричеством, а значит, при отказавших аккумуляторах – никак.Пришлось садиться на скорости, превышающей необходимую на 100 км/ч. И экипаж это сделал! Капитан воздушного судна Евгений Новоселов, второй пилот Андрей Ламанов, штурман Сергей Талалаев и бортинженер Рафик Каримов посадили самолет на закрытом аэродроме в тайге.Если бы взлетно-посадочная полоса была завалена мусором, разбита, если бы там не было разметки, чудесного спасения могло бы и не быть.И даже в таких условиях самолет был в шаге от гибели. Из-за слишком большой скорости он выкатился в лес. И тогда Евгению Новоселову, как он сам потом рассказывал, впервые за весь полет стало страшно: ну не может же так быть, чтобы после такой сложной посадки в лесу нашлась береза, из-за которой все могло закончиться.Но нет, обошлось. Все остались живы и даже не нуждались в медицинской помощи.Погиб только заяц, который за всю свою жизнь рядом со старым аэродромом не видел ни одного самолета, а в тот день попал под колеса Ту-154. Как рассказал радио Sputnik Сергей Сотников, его преемник взлетно-посадочной полосой не занимается, в его обязанности это тоже не входит. Да и сам он уже не верит в то, что это место, которое могло стать памятником мужеству и самоотверженности, когда-то обретет новую жизнь."Один крутишься-крутишься. Я надеялся, что восстановят аэропорт. Но сейчас я понял, что восстанавливать не будут. Печально это и обидно", – сказал Сергей Сотников.Тем не менее, героев не забывают.К тому же, появляются новые. Как тут не вспомнить о еще одной чудесной посадке самолета. В прошлом году стая чаек помешала только что взлетевшему из Жуковского Airbus A321-211. Оба двигателя отказали, но экипаж смог посадить самолет прямо в кукурузное поле. Посевы пострадали, керосин впитался в почву, но главное – все живы.В жизни всегда есть место подвигу и чуду.Автор Мария Смирнова, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20200829/su-27-1576461420.html
https://radiosputnik.ru/20200822/1576122466.html
https://radiosputnik.ru/20200817/1575873927.html
https://radiosputnik.ru/20200811/1575596526.html
москва
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Мария Смирнова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147866/02/1478660262_697:0:3977:3280_100x100_80_0_0_ebb62900cd1141b77807f42d2afcb2e5.jpg
Мария Смирнова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147866/02/1478660262_697:0:3977:3280_100x100_80_0_0_ebb62900cd1141b77807f42d2afcb2e5.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/02/18/1565134618_15:0:535:390_1920x0_80_0_0_c54bea40260254a1ea78bbde70c2d7fa.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Мария Смирнова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147866/02/1478660262_697:0:3977:3280_100x100_80_0_0_ebb62900cd1141b77807f42d2afcb2e5.jpg
общество, москва, алроса, ту-154, евгений новоселов
Авторы, Общество, Москва, Алроса, Ту-154, Евгений Новоселов
Посадка Ту-154 в Ижме. Любовь к порядку спасла жизни
Ведущие
Мария Смирнова
обозреватель радио Sputnik
Ровно десять лет назад, 7 сентября 2010 года, пилоты посадили самолет Ту-154 с отказавшим электропитанием на полосу, выведенную из эксплуатации. Настоящее чудо в Ижме!
Аэродром в Ижме больше не пригоден к приему самолетов – взлетно-посадочную полосу выводят из эксплуатации, остается только вертолетная площадка, объявили в 2003-м начальнику аэродрома Сергею Сотникову. Он работал там практически с самого открытия (а это было в 1978 году) и дорогое сердцу место бросать не собирался, остался начальником вертолетной площадки.
Как человек, любящий порядок, следил за всей территорией бывшего аэродрома: не позволял ездить на лошадях по взлетно-посадочной полосе, убирал там мусор, освежал разметку. Потому что самому не хотелось смотреть каждый день на разруху. А так – чисто и приятно.
Так и занимался бы никому не известный человек никому не нужным делом, если бы оно однажды не спасло 81 жизнь.
Седьмого сентября 2010 года самолет компании "
Алроса" вылетел из города Удачный в Якутии и направился в
Москву. Путь неблизкий, пассажиры приготовились к утомительному перелету, который поначалу таким и был.
Но уже через три с половиной часа вышли из строя аккумуляторы. Это означало, что самолет остался без связи с Землей, без навигации, без автопилота, и главное – без топливных насосов, которые без электричества не могли качать топливо в баке. У самолета на высоте 10 000 метров оставалось около 3 тонн горючего, которое было накачано ранее.
Не самая простая ситуация.
Пилоты снизили самолет до высоты 3 000 метров и летели над Ижмой, высматривая удобный участок для приземления или приводнения. Ориентироваться они теперь могли только на собственные глаза. Ну и на стакан с водой, по которому определяли, не кренится ли самолет. Вот и все "приборы".
Пассажиров сгруппировали в салоне так, чтобы им было удобнее воспользоваться аварийными выходами. Страшно представить, что чувствовали в это время люди в салоне, чья жизнь зависела от мастерства пилотов и воли случая, и экипаж, который понимал весь груз ответственности.
Нужно было найти ровный участок Ижмы, чтобы приводниться. Или – еще лучше, сесть на остров, который виднелся справа. Как только самолет взял на него курс, стал заметен старый аэродром. Бетонная взлетно-посадочная полоса посреди тайги – это ли не удача!
Да, это был закрытый аэропорт со слишком короткой ВВП, но в тех условиях он оказался наилучшим вариантом.
Рассчитывать все и примеряться летчикам тоже пришлось на глаз, поэтому с первого раза сесть не рискнули, заходили на второй круг, потом еще раз.
В нормальных условиях скорость самолета при посадке регулируется с помощью закрылков и предкрылков, но и они управляются электричеством, а значит, при отказавших аккумуляторах – никак.
Пришлось садиться на скорости, превышающей необходимую на 100 км/ч. И экипаж это сделал! Капитан воздушного судна
Евгений Новоселов, второй пилот Андрей Ламанов, штурман Сергей Талалаев и бортинженер Рафик Каримов посадили самолет на закрытом аэродроме в тайге.
Если бы взлетно-посадочная полоса была завалена мусором, разбита, если бы там не было разметки, чудесного спасения могло бы и не быть.
И даже в таких условиях самолет был в шаге от гибели. Из-за слишком большой скорости он выкатился в лес. И тогда Евгению Новоселову, как он сам потом рассказывал, впервые за весь полет стало страшно: ну не может же так быть, чтобы после такой сложной посадки в лесу нашлась береза, из-за которой все могло закончиться.
Но нет, обошлось. Все остались живы и даже не нуждались в медицинской помощи.
Погиб только заяц, который за всю свою жизнь рядом со старым аэродромом не видел ни одного самолета, а в тот день попал под колеса
Ту-154.
Как рассказал радио Sputnik Сергей Сотников, его преемник взлетно-посадочной полосой не занимается, в его обязанности это тоже не входит. Да и сам он уже не верит в то, что это место, которое могло стать памятником мужеству и самоотверженности, когда-то обретет новую жизнь.
"Один крутишься-крутишься. Я надеялся, что восстановят аэропорт. Но сейчас я понял, что восстанавливать не будут. Печально это и обидно", – сказал Сергей Сотников.
Тем не менее, героев не забывают.
К тому же, появляются новые. Как тут не вспомнить о еще одной чудесной посадке самолета. В прошлом году стая чаек помешала только что взлетевшему из Жуковского Airbus A321-211. Оба двигателя отказали, но экипаж смог посадить самолет прямо в кукурузное поле. Посевы пострадали, керосин впитался в почву, но главное – все живы.
В жизни всегда есть место подвигу и чуду.
Автор Мария Смирнова, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.