https://radiosputnik.ru/20191222/1562689027.html
"Третий Рим": сбывшееся пророчество монаха Филофея
"Третий Рим": сбывшееся пророчество монаха Филофея - Радио Sputnik, 26.05.2021
"Третий Рим": сбывшееся пророчество монаха Филофея
Москва – "Третий Рим", а четвертому не бывать, писал Филофей. Причем, вопреки устоявшемуся мнению Запада, это духовная доктрина, а не политическая. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
2019-12-22T08:33
2019-12-22T08:33
2021-05-26T16:42
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
в мире
европа
россия
религия
аналитика
https://cdn.radiosputnik.ru/images/156271/05/1562710583_0:193:2956:1856_1920x0_80_0_0_0276a6950d310bd2892f81b559a8a90c.jpg
"Третий Рим": сбывшееся пророчество монаха Филофея
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Москва – "Третий Рим", а четвертому не бывать, писал Филофей. Причем, вопреки устоявшемуся мнению Запада, это духовная доктрина, а не политическая. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Третьего декабря 1533 года скончался великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного.
В его правление появилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину.
XVI век для России – это период высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина.
Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм стал именоваться "вторым" или "новым Римом", центром Вселенной. А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей.
В определенном смысле, идея "Москва - Третий Рим" была реакцией на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную роль в укреплении единства России. При этом подчеркну: это была духовная доктрина, а не государственная. Рим – это аллегория, эзотерический центр, оплот всемирно-исторической борьбы добра и зла. Доктрина не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все в России и так понимали, что четвертому Риму не бывать...
Следует отметить, что подобные доктрины были в ходу и в средневековой Европе. Например, концепция "вечного Рима" – перенос мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса".
Тем не менее, западная историография XX века намеренно создала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм".
Шпенглер известен своим трудом "Закат Европы". Основные его постулаты: "культура ? главное содержание истории", "у каждой культуры есть своя собственная цивилизация".
Из всех европейских властителей дум конца XIX – XX веков Шпенглер, на мой взгляд, ? один из немногих, кто верно понял современные ему русские реалии и будущее предназначение России. По мнению Шпенглера, особенность российской культуры, помимо прочего, в том, что ей принадлежит будущее.
Россия – особый культурно-исторический мир, который нельзя смешивать с Европой, считал философ. "До сих пор я молчал о России, умышленно, так как здесь необходимо отличать не только два народа, но и два мира. Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы и англичане. Они содержат в себе возможности многих народов будущего. Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от Запада будет становиться все длиннее и длиннее"…
Конечно, и у Шпенглера не обошлось без ошибочных взглядов. Например, он считал, что Германия вполне может построить "идеальный" социализм. Но Шпенглер сильно заблуждался, поскольку, как уже стало понятно после смерти философа, самый "высокий уровень социализма" для Германии – это Гитлер и НСДАП.
Шпенглер строил также некоторые свои историко-культурные схемы на ошибочной исходной версии, что русские – это кочевой народ, хотя на самом деле это одна из самых оседлых наций в мире. Даже британцы в свое время больше "кочевали" ? по всему белому свету. Но это, так сказать, частности. Главное, по мнению Шпенглера: в России должна возникнуть новая версия христианства, одним из провозвестников которого философ считал Достоевского. Для России это историческая перспектива большого исторического масштаба, говорил Шпенглер. По сравнению с ней современная борьба немцев и англосаксов за мировую империю является лишь небольшим эпизодом.
В этом выпуске вы также услышите:
– Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.
– Автор водевиля "Лев Гурыч Синичкин".
audio/mpeg
"Третий Рим": сбывшееся пророчество монаха Филофея
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Москва – "Третий Рим", а четвертому не бывать, писал Филофей. Причем, вопреки устоявшемуся мнению Запада, это духовная доктрина, а не политическая. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Третьего декабря 1533 года скончался великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного.
В его правление появилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину.
XVI век для России – это период высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина.
Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм стал именоваться "вторым" или "новым Римом", центром Вселенной. А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей.
В определенном смысле, идея "Москва - Третий Рим" была реакцией на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную роль в укреплении единства России. При этом подчеркну: это была духовная доктрина, а не государственная. Рим – это аллегория, эзотерический центр, оплот всемирно-исторической борьбы добра и зла. Доктрина не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все в России и так понимали, что четвертому Риму не бывать...
Следует отметить, что подобные доктрины были в ходу и в средневековой Европе. Например, концепция "вечного Рима" – перенос мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса".
Тем не менее, западная историография XX века намеренно создала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм".
Шпенглер известен своим трудом "Закат Европы". Основные его постулаты: "культура ? главное содержание истории", "у каждой культуры есть своя собственная цивилизация".
Из всех европейских властителей дум конца XIX – XX веков Шпенглер, на мой взгляд, ? один из немногих, кто верно понял современные ему русские реалии и будущее предназначение России. По мнению Шпенглера, особенность российской культуры, помимо прочего, в том, что ей принадлежит будущее.
Россия – особый культурно-исторический мир, который нельзя смешивать с Европой, считал философ. "До сих пор я молчал о России, умышленно, так как здесь необходимо отличать не только два народа, но и два мира. Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы и англичане. Они содержат в себе возможности многих народов будущего. Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от Запада будет становиться все длиннее и длиннее"…
Конечно, и у Шпенглера не обошлось без ошибочных взглядов. Например, он считал, что Германия вполне может построить "идеальный" социализм. Но Шпенглер сильно заблуждался, поскольку, как уже стало понятно после смерти философа, самый "высокий уровень социализма" для Германии – это Гитлер и НСДАП.
Шпенглер строил также некоторые свои историко-культурные схемы на ошибочной исходной версии, что русские – это кочевой народ, хотя на самом деле это одна из самых оседлых наций в мире. Даже британцы в свое время больше "кочевали" ? по всему белому свету. Но это, так сказать, частности. Главное, по мнению Шпенглера: в России должна возникнуть новая версия христианства, одним из провозвестников которого философ считал Достоевского. Для России это историческая перспектива большого исторического масштаба, говорил Шпенглер. По сравнению с ней современная борьба немцев и англосаксов за мировую империю является лишь небольшим эпизодом.
В этом выпуске вы также услышите:
– Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.
– Автор водевиля "Лев Гурыч Синичкин".
audio/mpeg
Третьего декабря 1533 года скончался великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного. В его правление появилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину. XVI век для России – это период высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина. Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм стал именоваться "вторым" или "новым Римом", центром Вселенной. А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей. В определенном смысле, идея "Москва - Третий Рим" была реакцией на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную роль в укреплении единства России. При этом подчеркну: это была духовная доктрина, а не государственная. Рим – это аллегория, эзотерический центр, оплот всемирно-исторической борьбы добра и зла. Доктрина не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все в России и так понимали, что четвертому Риму не бывать... Следует отметить, что подобные доктрины были в ходу и в средневековой Европе. Например, концепция "вечного Рима" – перенос мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса". Тем не менее, западная историография XX века намеренно создала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм". Шпенглер известен своим трудом "Закат Европы". Основные его постулаты: "культура - главное содержание истории", "у каждой культуры есть своя собственная цивилизация". Из всех европейских властителей дум конца XIX – XX веков Шпенглер, на мой взгляд, - один из немногих, кто верно понял современные ему русские реалии и будущее предназначение России. По мнению Шпенглера, особенность российской культуры, помимо прочего, в том, что ей принадлежит будущее. Россия – особый культурно-исторический мир, который нельзя смешивать с Европой, считал философ. "До сих пор я молчал о России, умышленно, так как здесь необходимо отличать не только два народа, но и два мира. Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы и англичане. Они содержат в себе возможности многих народов будущего. Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от Запада будет становиться все длиннее и длиннее"… Конечно, и у Шпенглера не обошлось без ошибочных взглядов. Например, он считал, что Германия вполне может построить "идеальный" социализм. Но Шпенглер сильно заблуждался, поскольку, как уже стало понятно после смерти философа, самый "высокий уровень социализма" для Германии – это Гитлер и НСДАП. Шпенглер строил также некоторые свои историко-культурные схемы на ошибочной исходной версии, что русские – это кочевой народ, хотя на самом деле это одна из самых оседлых наций в мире. Даже британцы в свое время больше "кочевали" по всему белому свету. Но это, так сказать, частности. Главное, по мнению Шпенглера: в России должна возникнуть новая версия христианства, одним из провозвестников которого философ считал Достоевского. Для России это историческая перспектива большого исторического масштаба, говорил Шпенглер. По сравнению с ней современная борьба немцев и англосаксов за мировую империю является лишь небольшим эпизодом. В этом выпуске вы также услышите: – Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. – Автор водевиля "Лев Гурыч Синичкин".Автор Владимир Бычков, радио SputnikПодписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
европа
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/156271/05/1562710583_113:0:2844:2048_1920x0_80_0_0_2d51289475001eb95fb26d0f911d993b.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, в мире, европа, россия, религия, аналитика
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, В мире, Европа, Россия, Религия, Аналитика
"Третий Рим": сбывшееся пророчество монаха Филофея
Ведущие
Владимир Бычков
обозреватель радио Sputnik
Москва – "Третий Рим", а четвертому не бывать, писал Филофей. Причем, вопреки устоявшемуся мнению Запада, это духовная доктрина, а не политическая. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Третьего декабря 1533 года скончался великий князь московский Василий III, отец Ивана Грозного.
В его правление появилась знаменитая доктрина "Москва – Третий Рим". Она была сформулирована в 1523 году иноком псковского Елеазарова монастыря Филофеем в послании к книжнику и фарисею Мунехину.
XVI век для России – это период высокого развития государственности и культуры. Страна превратилась в одну из крупнейших мировых держав. Поэтому не случайно, что именно тогда сложилась эта доктрина.
Уже в раннем русском летописании Киевское государство сравнивалось с Византийской империей, а князь Владимир – с императором Константином. Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, после разделения христианства на православие и католицизм стал именоваться "вторым" или "новым Римом", центром Вселенной. А после захвата турками Царьграда в 1453 году в русском обществе постепенно сформировалась идея о перемещении политического и духовного центра православия в Москву. Об этом и писал старец Филофей в "Послании на звездочетцев". Москва после падения Византии стала главным оплотом православия и единственным политически независимым православным центром. Москва – "Третий Рим", а четвертому "не бывать", писал Филофей.
В определенном смысле, идея "Москва - Третий Рим" была реакцией на притязания папского престола и германских императоров, пытавшихся утвердить свое политическое первенство в Европе. Вместе с тем, доктрина Филофея сыграла положительную роль в укреплении единства России. При этом подчеркну: это была духовная доктрина, а не государственная. Рим – это аллегория, эзотерический центр, оплот всемирно-исторической борьбы добра и зла. Доктрина не имела определенной политической программы. Она была не нужна, поскольку все в России и так понимали, что четвертому Риму не бывать...
Следует отметить, что подобные доктрины были в ходу и в средневековой Европе. Например, концепция "вечного Рима" – перенос мировой власти на другие государственные образования. Достаточно вспомнить Священную Римскую империю Габсбургов или великодержавные идеи французских и британских политиков. Или, наконец, американская вселенская "миссия". Причем все вполне серьезно, и истеблишмент США считает самое себя не иначе как "светочем демократии и прогресса".
Тем не менее, западная историография XX века намеренно создала ложную идиому о том, что "Москва – Третий Рим" – это доктрина, на которой построен и российский империализм, и большевизм. Хотя еще немецкий философ Освальд Шпенглер писал: "Победивший в России дух исходит не из Москвы. Родина большевизма – Западная Европа. Демократия XIX века – это уже большевизм".
Шпенглер известен своим трудом "Закат Европы". Основные его постулаты: "культура - главное содержание истории", "у каждой культуры есть своя собственная цивилизация".
Из всех европейских властителей дум конца XIX – XX веков Шпенглер, на мой взгляд, - один из немногих, кто верно понял современные ему русские реалии и будущее предназначение России. По мнению Шпенглера, особенность российской культуры, помимо прочего, в том, что ей принадлежит будущее.
Россия – особый культурно-исторический мир, который нельзя смешивать с Европой, считал философ. "До сих пор я молчал о России, умышленно, так как здесь необходимо отличать не только два народа, но и два мира. Русские вообще не народ в том смысле, каким являются немцы и англичане. Они содержат в себе возможности многих народов будущего. Россия есть обещание грядущей культуры, в то время как тень от Запада будет становиться все длиннее и длиннее"…
Конечно, и у Шпенглера не обошлось без ошибочных взглядов. Например, он считал, что Германия вполне может построить "идеальный" социализм. Но Шпенглер сильно заблуждался, поскольку, как уже стало понятно после смерти философа, самый "высокий уровень социализма" для Германии – это Гитлер и НСДАП.
Шпенглер строил также некоторые свои историко-культурные схемы на ошибочной исходной версии, что русские – это кочевой народ, хотя на самом деле это одна из самых оседлых наций в мире. Даже британцы в свое время больше "кочевали" по всему белому свету. Но это, так сказать, частности. Главное, по мнению Шпенглера: в России должна возникнуть новая версия христианства, одним из провозвестников которого философ считал Достоевского. Для России это историческая перспектива большого исторического масштаба, говорил Шпенглер. По сравнению с ней современная борьба немцев и англосаксов за мировую империю является лишь небольшим эпизодом.
В этом выпуске вы также услышите:
– Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.
– Автор водевиля "Лев Гурыч Синичкин".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.