Рейтинг@Mail.ru
"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
10:30
3 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Прямой эфир
Пошлины Трампа, цены на газ и торговля США и Индии
18:33
25 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
21:30
3 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
07:30
3 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
09:30
3 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
11:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Разворот на Восток
Уравнение Трампа: как Китай уверенно играет с США по собственным правилам?
15:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Позывной "Спутник"
Любовь, музыка, победа
16:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
Позывной "Спутник"
Сериал с большим будущим
16:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Израиль
16:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Ключи Захара
Цензура: вред или польза?
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Ключи Захара
Мат и литература: могут ли они друг без друга
17:33
25 мин
Контекст
США-Россия: враждовали, но не воевали
17:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Нуар
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
19:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
19:33
25 мин
Контекст
Япония реанимировала тему Курил
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Культурная симпатия
Дмитрий Егорченков. Правые и левые в политике
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Культурная симпатия
Взорвет ли Запад социалистическая революция?
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Сиртаки
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Контекст
Госдума позаботится о родной речи
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Быки
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Мастера
Елена Пастернак: я жила в стихах и музыке
23:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Поговори со мной
Чего хотят женщины и почему мужчина - другая форма жизни
23:33
25 мин
Контекст
США-Россия: враждовали, но не воевали
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91,2 FM
Москва 91,2 FM
Санкт-Петербург 91,5 FM
Анапа 94,1 FM
Волгоград 101,1 FM
Донецк 93.4 FM
Казань 105,8 FM
Калининград 87,7 FM
Киров 101,0 FM
Красноярск 99,9 FM
Луганск 96.6 FM
Пермь 91,2 FM
Псков 102,6 FM
Ростов-на-Дону 99,2 FM
Самара 99,1 FM
Саратов 105,8 FM
Севастополь 105,6 FM
Симферополь 102,3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102,8 FM
Уфа 91,1 FM
Хабаровск 93,8 FM
Херсон 88,1 FM
Челябинск 99,5 FM
Якутск 103,6 FM
Сказано в эфире

"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы

© Радио Sputnik /Асель ПалвановаВид на центральную часть Москвы из Замоскворечья
Вид на центральную часть Москвы из Замоскворечья
Читать в
Дзен
В преддверии 140-летия со дня рождения Иосифа Сталина (Джугашвили) вспоминаем о людях, прославивших в годы его неоднозначного правления свою страну подлинными шедеврами. Историк архитектуры Андрей Бархин рассказал радио Sputnik о тех, кто создавал новую архитектуру.
Слом эпохи виден в камне – в 1930-х конструктивизм сменил так называемый "большой стиль". Парадоксально, но архитекторы пролетарской страны черпали вдохновение, например, в ар-деко. А что может быть более буржуазным? О тех, кто изменил облик Москвы в 1930–1950-е годы и создал "большой стиль" в архитектуре, в интервью радио Sputnik рассказал архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин.
Можно ли под одним термином объединить архитектуру, которая создавалась в СССР при Сталине? Одни называют ее сталинский ампир, другие – сталинская эклектика. Какое определение вам кажется наиболее точным?
– Поскольку архитектура 1930-50-х годов создавалась под руководством вождя, то действительно это корректно называть ее "сталинской архитектурой" или "архитектурой советского историзма". Однако в последнее время становится очевидно, что рубежом в рамках этого двадцатилетия была Великая Отечественная война, которая внесла изменения в развитие всей советской архитектуры. И уже послевоенную сталинскую архитектуру можно объединить термином "стиль Победы". Эта идея была высказана еще Татьяной Астраханцевой.
А довоенная архитектура была очень интересной, своеобразной и, по моему мнению, представляет собой конкуренцию двух стилевых направлений – неоклассики и ар-деко.
© Андрей БархинГлавное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
– То, что "сталинская архитектура" оставила мощный след в российской столице, – бесспорно. А какое из зданий, возведенных в тот период, кажется лично Вам самым необычным или самым красивым?
– Сложный вопрос. Московские высотные здания привлекают внимание и москвичей, и гостей столицы, станции Московского метрополитена, и, конечно, здание Театра Советской Армии, построенное в форме пятиконечной звезды.
© Радио Sputnik Ольга БугроваВестибюль станции метро "Аэропорт". Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
Вестибюль станции метро Аэропорт.  Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
Вестибюль станции метро "Аэропорт". Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
– Чаще всего называют в этом ряду здание МГУ.
– Конечно. Потому что это самое большое из высотных зданий сталинской эпохи с огромной прилегающей территорией, где разбит красивый парк. Но мне еще нравится высотное здание МИД.
© Андрей БархинЗдание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
Здание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
Здание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
– Кстати, его архитекторы черпали вдохновение в готике?
– Да, когда мы начинаем анализировать истоки стиля московских высотных зданий, то здесь можно говорить и о традициях допетровской Руси, и о традициях русской церковной архитектуры. Например, в них применен принцип пятиглавия. Есть в архитектуре высоток и элементы классики, и элементы ар-деко. А поскольку внутри ар-деко есть "ген" готики, то можно сказать, что этот стиль тоже оказал влияние на советских архитекторов, создававших сталинские высотные здания. И в здании МИД эти элементы проявляются наиболее ярко.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
– Если вернуться к моменту возникновения сталинского стиля в архитектуре. Почему вообще произошел этот переход от авангардизма, конструктивизма к совершенно новому стилю создания городского ландшафта?
– Знаете, на вопрос "почему" ответить очень сложно. Я склоняюсь к простой версии, что это просто была воля вождя. С начала 1930-х годов в стране начинается поиск государственного монументального стиля. Его формы были различны. Мы одновременно видим и ар-деко (Библиотека имени Ленина, проект Дворца Советов, Дом Совнаркома СССР, построенный в 1935 году по проекту архитектора Аркадия Лангмана, где сейчас располагается Государственная Дума), и классику – на соседнем углу того же перекрестка в то же время строится Дом на Моховой архитектора Ивана Жолтовского. То есть мы видим, что оба стиля развивались одновременно, и на одной из главных улиц столицы были построены визитные карточки этих двух стилей.
Возможно, сыграл свою роль вкус Сталина и вообще правящей элиты. Как ни странно это предполагать в пролетарской диктатуре, но у элиты тогда был интерес к некой буржуазной роскоши. К тому же, с момента революции прошло 15 лет и уже хотелось отметить какие-то достижения новой власти. И конкурс на здание Дворца Советов был неким ответом молодой советской республики мировому развитию архитектуры, потому что Дворец должен был стать самым высоким зданием в мире и превзойти Эмпайр-стейт-билдинг.
© Андрей БархинЗдание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
Здание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
Здание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
– И как именно происходил этот переход?
– В конце 1920-х годов мы видим широкий спектр разных вариантов архитектуры: Алексей Щусев строит Наркомзем, Иван Фомин – Дом общества "Динамо", Константин Мельников – свои знаменитые клубы. Это был расцвет авангарда. Одновременно государство начинает поддерживать и другие течения. Например, Владимир Щуко строит здание Библиотеки имени Ленина, которое возводилось на протяжении всех 1930-х годов и стало шедевром ар-деко. Иван Жолтовский строит здание Госбанка на Неглинной. Это был 1928 год! То есть тогда власть еще не выбрала окончательно те архитектурные направления, которые она намерена поддерживать дальше.
Но уже в начале 1930-х оформляется поворот от авангарда к другим течениям – декоративным, монументальным, к тем, что могут воплотить роскошь в камне. В этом же стиле начинают строить Московское метро. И этот поворот от авангарда к государственному монументальному стилю, вероятно, был личным выбором Сталина.
© Андрей БархинЗдание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
Здание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
Здание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
– Принимали ли участие в создании нового государственного архитектурного стиля молодые специалисты, или власть в первую очередь обращалась к признанным старым мастерам?
– Конечно, молодые архитекторы могли принять участие в этом процессе, но в первую очередь власти доверяли еще дореволюционным академикам – мастера, которые работали еще до революции, стали руководителями мастерских (Жолтовский, Щуко, Фомин, Щусев – все это были архитекторы, которые начали работать еще до революции).
© Андрей БархинЖилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
Жилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
Жилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
– А как вы относитесь к определению "тоталитарная архитектура"? Иногда так называют сталинский стиль.
– Да, был такой этап в осмыслении этого периода архитектуры и искусства в целом. В конце 1980-х – начале 1990-х годов были выпущены книги Владимира Паперного, Игоря Голомштока, Бориса Гройса… Эти авторы смотрели на эпоху Сталина как на некий тоталитарный монолит. Сейчас наступило новое время, и мы смотрим на все это иначе. Мы отличаем довоенный период и послевоенный. Внутри довоенной эпохи мы видим разные течения. Поэтому сейчас наука уже уходит от подобных обобщений. Надо отметить, что в то время тоталитарные державы не создали каких-то новых стилей. Они, скорее, подхватили тенденции, которые уже существовали, и выбрали ту, которая станет государственным стилем.
© Радио Sputnik Ольга БугроваЖилой дом на улице Часовой в Москве, 1952 г.
Жилой дом на улице Часовой в Москве (1952 г.)
Жилой дом на улице Часовой в Москве, 1952 г.
– Почему так? Может быть, новый стиль в архитектуре уже невозможно придумать?
– В каком-то смысле вы правы. Новый стиль по приказу, наверное, действительно придумать невозможно. Да, бывает такое, что мастер настолько уникален, что он может создать свой новый стиль и говорить от своего имени как, например, Антонио Гауди, Фрэнк Райт, Заха Хадид… Такие мастера существовали и существуют, но ситуация, которая сложилась в 1930-х годах, была иной. Более того, обобщение "тоталитарная архитектура", якобы объединяющее искусство в Германии, СССР и Италии в те годы, не подтверждается даже простым сопоставлением материалов: и по числу возведенных объектов, и по стилю – все было разным. И с дистанции нашего времени мы можем это увидеть.
© Андрей БархинТелефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
Телефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
Телефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
– Неужели "закат монументального классицизма" в архитектуре произошел лишь из-за смерти Сталина?
– Безусловно, художественная революция, которая произошла в СССР в середине 1950-х годов, вызревала и внутри самого архитектурного сообщества. Стала появляться идея экономии средств, идея о том, что следует сделать ставку на число построенных зданий, а не на богатство декораций. И реформа Хрущева – это некое веление времени. В других странах архитектура тоже ушла от пышной декоративности.
А поводом к этой смене стиля, действительно, стала смерть Сталина. И художественная революция в какой-то степени оформила приход Хрущева к власти – он пришел как раз на волне этих перемен. На волне, в том числе и художественного обновления. Но при этом, кстати, ставку на живых еще авангардистов 1920-х годов (Константина Мельникова, Ивана Леонидова) Хрущев не сделал и не вернул их из забвения, в котором они находились на протяжении всех двадцати лет. При Хрущеве это поколение уже обратно не вернулось. И это важный аспект, поскольку профессия архитектора со сменой власти в 1950-х получила очередной удар по своей внутренней культуре. И такая череда изломов была на всем протяжении XX века: с царской архитектуры – на авангард, на аскетичную архитектуру 1920-х годов, потом – снова декоративность в 1930-х, а в середине 1950-х изменения произошли уже в третий раз. Профессия архитектора в нашей стране с большим трудом выдержала эти удары и в каком-то смысле, возможно, даже не перенесла их.
© Андрей БархинИнститут Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
Институт Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
Институт Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
– А почему Вы не упоминаете изломы, которые произошли потом – во времена перестройки и в 1990-е?
– Да, в то время тоже произошел очередной слом. Но дело в том, что перемены в 1990-е в архитектуре не были государственной политикой. И особого удара по профессии не нанесли. Просто стало понятно, что советская экономика закончилась, а ей на смену пришла капиталистическая. И там уже был частный заказчик, который делал, что хотел. Но никаких стилевых репрессий не было.
© Андрей БархинДом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
Дом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
Дом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
– А в современной архитектуре разве не используются те же элементы, что использовали архитекторы во времена "большого стиля"?
– Да, еще с 1990-х годов работают архитекторы, которые подхватили эту традицию творить в ордере, в классике. Но это больше исключение.
© Андрей БархинЖилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
Жилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
Жилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
– Почему? Сейчас этот стиль не востребован?
– К счастью, в России сейчас нет государственного стиля. И классический стиль теперь – продукт нишевый. Есть рынок неоклассических зданий (многоэтажных, частных), но это не имеет никакого отношения к сталинской архитектуре, а лишь к продолжению традиций в духе Палладио. И к советской традиции это имеет только то отношение, что все это находится в том же городе (в данном случае мы говорим о Москве), и все мы выросли в этих ансамблях Кутузовского проспекта или сталинских высоток.
© Радио Sputnik Татьяна ЖелеваНабережная в Санкт-Петербурге
Набережная в Санкт-Петербурге
Набережная в Санкт-Петербурге
– Вы сказали, что в России сейчас нет государственного стиля в архитектуре. Возможно, это плохо, и стране нужно регулирование в этой сфере? Например, то, что можно строить в Москве, будет нелепо смотреться в Санкт-Петербурге, и наоборот.
– Между Санкт-Петербургом и Москвой в этом смысле, очевидно, большая разница. Москва очень многое приемлет, здания строятся в широком диапазоне стиля, высотности и так далее. Санкт-Петербург – уникальный по своей архитектуре европейский город, ценность которого именно в целостности его ансамбля, в его старине, которую нужно во что бы то ни стало сохранить в той подлинности, которая есть. И тот процесс, который был в Москве в 1990-2000-е годы, когда строились дома в самом центре, иногда дисгармонируя с окружением, этого, к счастью, в Санкт-Петербурге не было. И я надеюсь, что и не будет. А Москва в этом смысле, конечно, более динамичный город, где есть огромная потребность в новом строительстве, в новой высотности. И как мне кажется, сейчас в Москве сложилась крепкая архитектурная культура. И надо отметить, что архитектурное сообщество с удовлетворением приняло те изменения в российской столице, которые произошли в последние годы, в том числе с точки зрения мастерства архитекторов. И надеюсь, это и впредь будет поддерживаться на том высоком уровне, к которому мы сейчас движемся.
Интервью брал обозреватель радио Sputnik Евгений Майструк.
Аудиоверсию беседы слушайте здесь >>>>>
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Дмитрий Пучков. День радио, книги в подарок, фильм "Хороший, плохой, злой"Дмитрий Пучков. Любовь к астрологии, сокращение рабочей неделиКурилы – Россия. И точкаКарьера батутаГлавные темы часа. 01:00Андрей Бочаров. Где отдыхать в России?Андрей Бочаров. Кнут и пряник Трампа, диалог США и РоссииДорого и ненадежно: Прибалтика разорвала электрические связиБыкиГлавные темы часа. 02:00Переговоры Путина и Трампа, украинская пропаганда, 18-летние в ВСУ Шаги к миру на Украине, зверства ВСУ под Курском, санкции КиеваВ России появятся новые купюрыИзраильГлавные темы часа. 03:00Геннадий Онищенко. Ввоз иностранных лекарств, лечение онкологииНуарГлавные темы часа. 04:00Андрей Клишас. Возвращение России в G8, встреча Путина и ТрампаАндрей Клишас. Главная мечта Трампа, отношение россиян к ЕвропеПосол из извести и гипсаГлавные темы часа. 05:00Экономическое планированиеГлавные темы часа. 06:00Дмитрий Пучков. Разговор Путина и Трампа, возвращение ВинникаДмитрий Пучков. Мюнхенская конференция, борьба с мошенниками, 14 февраляГлавные темы часа. 07:00Главные темы часа. 07:30Главные темы часа. 08:00Настоящая любовь, путь к православию и гиперответственностьДолгорукийГлавные темы часа. 08:30Утешение в горе, обещания Богу, молитвы за некрещеныхГлавные темы часа. 09:00Фильм "Пророк": мифы и факты об Александре ПушкинеГлавные темы часа. 09:30Александр Пушкин: бунтарь или друг царяГлавные темы часа. 10:00Кто перепутал имя Дантеса и зачем релоканты возвращаютсяГлавные темы часа. 10:30Главные спортивные события недели и популярность книг в жанре фантастикаГлавные темы часа. 11:00Запрет на иностранные слова, Мюнхенская конференция, возвращение релокантовГлавные темы часа. 12:00Сотрясение мозга и нормальная температура у детейГлавные темы часа. 12:30Собаки и дети, лечение косоглазия и последствия воспаления легкихГлавные темы часа. 13:00Восток vs Запад: опиумные войныГлавные темы часа. 13:30Иностранные войска на Украине, ХАМАС освободил заложников, арест матерейГлавные темы часа. 14:00Международная автопанорамаГлавные темы часа. 14:30ВМПАВТО – Инновации в смазкахСиртакиГлавные темы часа. 15:00"Старая рана" Великих Африканских озер: война в Конго и позиция РоссииГлавные темы часа. 15:30"На восточном фронте без перемен": М-23 может захватить весь восток ДРК?Главные темы часа. 16:00Главные темы часа. 16:30Главные темы часа. 17:00Главные темы часа. 17:30Главные темы часа. 18:00Укрепление рубля, рост фондового рынка и атомный потенциал РоссииГлавные темы часа. 18:30ПередвижникиГлавные темы часа. 19:00Зеленский в Мюнхене и тихоокеанский флот РФ на БалиГлавные темы часа. 19:30Продвижение ВС РФ, землетрясение на Алтае и иностранные брендыГлавные темы часа. 20:00Скуфы и секс-символы: чего не хватает русским мужчинамГлавные темы часа. 20:30Путин, Трамп и люди в белых пальтоГлавные темы часа. 21:00Любовь, музыка, победаГлавные темы часа. 21:30Сериал с большим будущимГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30СуперлазерГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Французский флот на пороховой бочкеДинастия СтрогановыхЯпония реанимировала тему КурилГлавные темы часа. 01:00Златоуст против ЦРУПошлины Трампа, цены на газ и торговля США и ИндииГосдума позаботится о родной речиГуманитарная династия: СоловьевыГлавные темы часа. 02:00Чему Суворов научился у МакедонскогоКриптовалюта испугалась планов ТрампаГлавные темы часа. 03:00БАМ – труда и жизни школаТында РидаСША-Россия: враждовали, но не воевалиГлавные темы часа. 04:00Русский барон Павел ШиллингБута на Грайнер: из США в Россию и наоборотГлавные темы часа. 05:00Московский Кремль: гармония и алгебраМизантроп-зоозащитникГлавные темы часа. 06:00Москва, которой мы не узнаемГлавные темы часа. 07:00Большой Шлем в Австралии: неудача AEW или игра на будущее?Главные темы часа. 07:30Чего хотят женщины и почему мужчина - другая форма жизниГлавные темы часа. 08:00Разговор Лаврова и Рубио и переполох в ЕСТранссибГлавные темы часа. 08:30Елена Пастернак: я жила в стихах и музыкеГлавные темы часа. 09:00Домашние животные без присмотра, забой слонов в АфрикеГлавные темы часа. 09:30Забавные опасные еноты, подготовка служебных собакГлавные темы часа. 10:00Переговоры России и США, визит ЕК в Киев, белорусские санкцииГлавные темы часа. 11:00Будущее Украины, Трамп и БРИКС, разъединенные ШтатыГлавные темы часа. 12:00Цензура: вред или польза?Главные темы часа. 12:30Мат и литература: могут ли они друг без другаАвтофутуризмГлавные темы часа. 13:00Итоги Мюнхенской конференции и сделка Вашингтона с МинскомГлавные темы часа. 13:30Новые правила медосвидетельствования на опьянение и исчезающие языки РоссииГлавные темы часа. 14:00Главные темы часа. 14:30Главные темы часа. 15:00Экспорт Китая и проект "Пояс и путь"Главные темы часа. 15:30"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы