Рейтинг@Mail.ru
"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Доказано клинически
Петр Белый. Как поддерживать работу мозга во время стресса?
15:33
22 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Прямой эфир
Итоги переговоров Путина и Моди: о чем договорились Россия и Индия?
12:00
55 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
19:30
3 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
20:30
3 мин
Новости
21:00
4 мин
Прямой эфир
Цены на российскую нефть, цензура в фильмах, отбор на Олимпиаду-2028
21:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Прямой эфир
Военные учения в Финляндии, цифровые документы, отсрочка для выпускников
21:33
25 мин
Контекст
Усилия и имитация: куда движется мирный план по Украине?
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
Верховный суд рассмотрит дело Долиной и штрафы для госслужащих
22:04
23 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
Конфискация имущества коррупционеров, единый учебник по истории
22:33
24 мин
Узнать за 90 секунд
Эйфелева башня
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Пятница, вечер!
Дмитрий Пучков. Визит Путина в Индию, переговоры Украины и США
23:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Пятница, вечер!
Дмитрий Пучков. Стратегия нацбезопасности США, блокировка FaceTime
23:33
25 мин
Контекст
Реальная потребность: России нужны рабочие руки и умные головы
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91.2 FM
Москва 91.2 FM
Санкт-Петербург 91.5 FM
Анапа 94.1 FM
Балтийск 94.7 FM
Владивосток 97.7 FM
Волгоград 101.1 FM
Донецк 93.4 FM
Екатеринбург 91.4 FM
Казань 105.8 FM
Калининград 87.7 FM
Киров 101.0 FM
Краснодар 97.8 FM
Красноярск 99.9 FM
Кропоткин 91.5 FM
Луганск 96.6 FM
Нижний Новгород 90.8 FM
Новосибирск 92.4 FM
Пермь 91.2 FM
Псков 102.6 FM
Ростов-на-Дону 99.2 FM
Самара 99.1 FM
Саратов 105.8 FM
Севастополь 105.6 FM
Симферополь 102.3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102.8 FM
Уфа 91.1 FM
Хабаровск 93.8 FM
Херсон 88.1 FM
Челябинск 99.5 FM
Якутск 103.6 FM
Сказано в эфире

"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы

© Радио Sputnik /Асель ПалвановаВид на центральную часть Москвы из Замоскворечья
Вид на центральную часть Москвы из Замоскворечья
Читать в
Дзен
В преддверии 140-летия со дня рождения Иосифа Сталина (Джугашвили) вспоминаем о людях, прославивших в годы его неоднозначного правления свою страну подлинными шедеврами. Историк архитектуры Андрей Бархин рассказал радио Sputnik о тех, кто создавал новую архитектуру.
Слом эпохи виден в камне – в 1930-х конструктивизм сменил так называемый "большой стиль". Парадоксально, но архитекторы пролетарской страны черпали вдохновение, например, в ар-деко. А что может быть более буржуазным? О тех, кто изменил облик Москвы в 1930–1950-е годы и создал "большой стиль" в архитектуре, в интервью радио Sputnik рассказал архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин.
Можно ли под одним термином объединить архитектуру, которая создавалась в СССР при Сталине? Одни называют ее сталинский ампир, другие – сталинская эклектика. Какое определение вам кажется наиболее точным?
– Поскольку архитектура 1930-50-х годов создавалась под руководством вождя, то действительно это корректно называть ее "сталинской архитектурой" или "архитектурой советского историзма". Однако в последнее время становится очевидно, что рубежом в рамках этого двадцатилетия была Великая Отечественная война, которая внесла изменения в развитие всей советской архитектуры. И уже послевоенную сталинскую архитектуру можно объединить термином "стиль Победы". Эта идея была высказана еще Татьяной Астраханцевой.
А довоенная архитектура была очень интересной, своеобразной и, по моему мнению, представляет собой конкуренцию двух стилевых направлений – неоклассики и ар-деко.
© Андрей БархинГлавное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
Главное здание МГУ им. М.В. Ломоносова, арх. Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, 1949-53 гг.
– То, что "сталинская архитектура" оставила мощный след в российской столице, – бесспорно. А какое из зданий, возведенных в тот период, кажется лично Вам самым необычным или самым красивым?
– Сложный вопрос. Московские высотные здания привлекают внимание и москвичей, и гостей столицы, станции Московского метрополитена, и, конечно, здание Театра Советской Армии, построенное в форме пятиконечной звезды.
© Радио Sputnik Ольга БугроваВестибюль станции метро "Аэропорт". Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
Вестибюль станции метро Аэропорт.  Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
Вестибюль станции метро "Аэропорт". Открыта 11 сентября 1938 г. Архитектор Борис Виленский.
– Чаще всего называют в этом ряду здание МГУ.
– Конечно. Потому что это самое большое из высотных зданий сталинской эпохи с огромной прилегающей территорией, где разбит красивый парк. Но мне еще нравится высотное здание МИД.
© Андрей БархинЗдание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
Здание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
Здание МИД России на Смоленской площади в Москве, арх. В.Г.Гельфрейх, М.А.Минкус, 1948-53 гг.
– Кстати, его архитекторы черпали вдохновение в готике?
– Да, когда мы начинаем анализировать истоки стиля московских высотных зданий, то здесь можно говорить и о традициях допетровской Руси, и о традициях русской церковной архитектуры. Например, в них применен принцип пятиглавия. Есть в архитектуре высоток и элементы классики, и элементы ар-деко. А поскольку внутри ар-деко есть "ген" готики, то можно сказать, что этот стиль тоже оказал влияние на советских архитекторов, создававших сталинские высотные здания. И в здании МИД эти элементы проявляются наиболее ярко.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
Архитектор, историк архитектуры Андрей Бархин. Фото из личного архива.
– Если вернуться к моменту возникновения сталинского стиля в архитектуре. Почему вообще произошел этот переход от авангардизма, конструктивизма к совершенно новому стилю создания городского ландшафта?
– Знаете, на вопрос "почему" ответить очень сложно. Я склоняюсь к простой версии, что это просто была воля вождя. С начала 1930-х годов в стране начинается поиск государственного монументального стиля. Его формы были различны. Мы одновременно видим и ар-деко (Библиотека имени Ленина, проект Дворца Советов, Дом Совнаркома СССР, построенный в 1935 году по проекту архитектора Аркадия Лангмана, где сейчас располагается Государственная Дума), и классику – на соседнем углу того же перекрестка в то же время строится Дом на Моховой архитектора Ивана Жолтовского. То есть мы видим, что оба стиля развивались одновременно, и на одной из главных улиц столицы были построены визитные карточки этих двух стилей.
Возможно, сыграл свою роль вкус Сталина и вообще правящей элиты. Как ни странно это предполагать в пролетарской диктатуре, но у элиты тогда был интерес к некой буржуазной роскоши. К тому же, с момента революции прошло 15 лет и уже хотелось отметить какие-то достижения новой власти. И конкурс на здание Дворца Советов был неким ответом молодой советской республики мировому развитию архитектуры, потому что Дворец должен был стать самым высоким зданием в мире и превзойти Эмпайр-стейт-билдинг.
© Андрей БархинЗдание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
Здание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
Здание Главного штаба Сухопутных войск на Фрунзенской набережной в Москве, арх. Л.В.Руднев, 1939 г.
– И как именно происходил этот переход?
– В конце 1920-х годов мы видим широкий спектр разных вариантов архитектуры: Алексей Щусев строит Наркомзем, Иван Фомин – Дом общества "Динамо", Константин Мельников – свои знаменитые клубы. Это был расцвет авангарда. Одновременно государство начинает поддерживать и другие течения. Например, Владимир Щуко строит здание Библиотеки имени Ленина, которое возводилось на протяжении всех 1930-х годов и стало шедевром ар-деко. Иван Жолтовский строит здание Госбанка на Неглинной. Это был 1928 год! То есть тогда власть еще не выбрала окончательно те архитектурные направления, которые она намерена поддерживать дальше.
Но уже в начале 1930-х оформляется поворот от авангарда к другим течениям – декоративным, монументальным, к тем, что могут воплотить роскошь в камне. В этом же стиле начинают строить Московское метро. И этот поворот от авангарда к государственному монументальному стилю, вероятно, был личным выбором Сталина.
© Андрей БархинЗдание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
Здание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
Здание Московского ипподрома, арх. И.В.Жолтовский, 1950-1955 гг.
– Принимали ли участие в создании нового государственного архитектурного стиля молодые специалисты, или власть в первую очередь обращалась к признанным старым мастерам?
– Конечно, молодые архитекторы могли принять участие в этом процессе, но в первую очередь власти доверяли еще дореволюционным академикам – мастера, которые работали еще до революции, стали руководителями мастерских (Жолтовский, Щуко, Фомин, Щусев – все это были архитекторы, которые начали работать еще до революции).
© Андрей БархинЖилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
Жилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
Жилой дом Военморов (Санкт-Петербург), арх. Е.А. Левинсон, 1938 г.
– А как вы относитесь к определению "тоталитарная архитектура"? Иногда так называют сталинский стиль.
– Да, был такой этап в осмыслении этого периода архитектуры и искусства в целом. В конце 1980-х – начале 1990-х годов были выпущены книги Владимира Паперного, Игоря Голомштока, Бориса Гройса… Эти авторы смотрели на эпоху Сталина как на некий тоталитарный монолит. Сейчас наступило новое время, и мы смотрим на все это иначе. Мы отличаем довоенный период и послевоенный. Внутри довоенной эпохи мы видим разные течения. Поэтому сейчас наука уже уходит от подобных обобщений. Надо отметить, что в то время тоталитарные державы не создали каких-то новых стилей. Они, скорее, подхватили тенденции, которые уже существовали, и выбрали ту, которая станет государственным стилем.
© Радио Sputnik Ольга БугроваЖилой дом на улице Часовой в Москве, 1952 г.
Жилой дом на улице Часовой в Москве (1952 г.)
Жилой дом на улице Часовой в Москве, 1952 г.
– Почему так? Может быть, новый стиль в архитектуре уже невозможно придумать?
– В каком-то смысле вы правы. Новый стиль по приказу, наверное, действительно придумать невозможно. Да, бывает такое, что мастер настолько уникален, что он может создать свой новый стиль и говорить от своего имени как, например, Антонио Гауди, Фрэнк Райт, Заха Хадид… Такие мастера существовали и существуют, но ситуация, которая сложилась в 1930-х годах, была иной. Более того, обобщение "тоталитарная архитектура", якобы объединяющее искусство в Германии, СССР и Италии в те годы, не подтверждается даже простым сопоставлением материалов: и по числу возведенных объектов, и по стилю – все было разным. И с дистанции нашего времени мы можем это увидеть.
© Андрей БархинТелефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
Телефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
Телефонная станция Фрунзенского района в Москве, арх. К.И.Соломонов, 1934 г.
– Неужели "закат монументального классицизма" в архитектуре произошел лишь из-за смерти Сталина?
– Безусловно, художественная революция, которая произошла в СССР в середине 1950-х годов, вызревала и внутри самого архитектурного сообщества. Стала появляться идея экономии средств, идея о том, что следует сделать ставку на число построенных зданий, а не на богатство декораций. И реформа Хрущева – это некое веление времени. В других странах архитектура тоже ушла от пышной декоративности.
А поводом к этой смене стиля, действительно, стала смерть Сталина. И художественная революция в какой-то степени оформила приход Хрущева к власти – он пришел как раз на волне этих перемен. На волне, в том числе и художественного обновления. Но при этом, кстати, ставку на живых еще авангардистов 1920-х годов (Константина Мельникова, Ивана Леонидова) Хрущев не сделал и не вернул их из забвения, в котором они находились на протяжении всех двадцати лет. При Хрущеве это поколение уже обратно не вернулось. И это важный аспект, поскольку профессия архитектора со сменой власти в 1950-х получила очередной удар по своей внутренней культуре. И такая череда изломов была на всем протяжении XX века: с царской архитектуры – на авангард, на аскетичную архитектуру 1920-х годов, потом – снова декоративность в 1930-х, а в середине 1950-х изменения произошли уже в третий раз. Профессия архитектора в нашей стране с большим трудом выдержала эти удары и в каком-то смысле, возможно, даже не перенесла их.
© Андрей БархинИнститут Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
Институт Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
Институт Горного дела, арх. И.В.Жолтовский, 1951 г.
– А почему Вы не упоминаете изломы, которые произошли потом – во времена перестройки и в 1990-е?
– Да, в то время тоже произошел очередной слом. Но дело в том, что перемены в 1990-е в архитектуре не были государственной политикой. И особого удара по профессии не нанесли. Просто стало понятно, что советская экономика закончилась, а ей на смену пришла капиталистическая. И там уже был частный заказчик, который делал, что хотел. Но никаких стилевых репрессий не было.
© Андрей БархинДом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
Дом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
Дом Советов (Санкт-Петербург), арх. Н.А. Троцкий, 1936 г.
– А в современной архитектуре разве не используются те же элементы, что использовали архитекторы во времена "большого стиля"?
– Да, еще с 1990-х годов работают архитекторы, которые подхватили эту традицию творить в ордере, в классике. Но это больше исключение.
© Андрей БархинЖилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
Жилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
Жилой дом ВИЭМ (Санкт-Петербург), арх. Н.Е. Лансере, 1934 г.
– Почему? Сейчас этот стиль не востребован?
– К счастью, в России сейчас нет государственного стиля. И классический стиль теперь – продукт нишевый. Есть рынок неоклассических зданий (многоэтажных, частных), но это не имеет никакого отношения к сталинской архитектуре, а лишь к продолжению традиций в духе Палладио. И к советской традиции это имеет только то отношение, что все это находится в том же городе (в данном случае мы говорим о Москве), и все мы выросли в этих ансамблях Кутузовского проспекта или сталинских высоток.
© Радио Sputnik Татьяна ЖелеваНабережная в Санкт-Петербурге
Набережная в Санкт-Петербурге
Набережная в Санкт-Петербурге
– Вы сказали, что в России сейчас нет государственного стиля в архитектуре. Возможно, это плохо, и стране нужно регулирование в этой сфере? Например, то, что можно строить в Москве, будет нелепо смотреться в Санкт-Петербурге, и наоборот.
– Между Санкт-Петербургом и Москвой в этом смысле, очевидно, большая разница. Москва очень многое приемлет, здания строятся в широком диапазоне стиля, высотности и так далее. Санкт-Петербург – уникальный по своей архитектуре европейский город, ценность которого именно в целостности его ансамбля, в его старине, которую нужно во что бы то ни стало сохранить в той подлинности, которая есть. И тот процесс, который был в Москве в 1990-2000-е годы, когда строились дома в самом центре, иногда дисгармонируя с окружением, этого, к счастью, в Санкт-Петербурге не было. И я надеюсь, что и не будет. А Москва в этом смысле, конечно, более динамичный город, где есть огромная потребность в новом строительстве, в новой высотности. И как мне кажется, сейчас в Москве сложилась крепкая архитектурная культура. И надо отметить, что архитектурное сообщество с удовлетворением приняло те изменения в российской столице, которые произошли в последние годы, в том числе с точки зрения мастерства архитекторов. И надеюсь, это и впредь будет поддерживаться на том высоком уровне, к которому мы сейчас движемся.
Интервью брал обозреватель радио Sputnik Евгений Майструк.
Аудиоверсию беседы слушайте здесь >>>>>
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Михаил Хазин. Рост цены на серебро, механизм возращения западных компаний"Принципиальная" Могерини или коррупция по-европейскиМежпланетный двигатель: прорыв в освоении космосаГлавные темы часа. 01:00Михаил Хазин. Вызовы для российской экономики и курс рубляОпасный прецедент: квартирный вопрос Ларисы ДолинойСоветы и Штаты: краткосрочный роман 1980-хГлавные темы часа. 02:00Дмитрий Евстафьев. Коррупционный скандал в ЕС, кража российских активовДмитрий Евстафьев. Переговоры с Европой, конфликт внутри Конгресса СШАПутин в Индии: визит стратегического значенияМассовая истерия в школе: когда смех не в радостьГлавные темы часа. 03:00Дмитрий Василец. Русский язык остался без защиты, гуманитарный фронтТеатр абсурда или метаморфозы мировой политикиГлавные темы часа. 04:00Дмитрий Ольшанский. Переговоры Путина и Уиткоффа и война Колумбии и СШАБитва за энергию: победителю достанется всёГлавные темы часа. 05:00Обрушение украинского фронта, итоги переговоров Путина и УиткоффаВизантия-РусьСтроительство храма в Краснодаре, запрет склонения к абортамКак француз стал истинным россияниномГлавные темы часа. 06:00Третий мир" становится первымГлавные темы часа. 07:00Трамп и переговоры в Москве, дефицит кадров, отношение зумеров к наличкеГлавные темы часа. 08:00Финансирование Украины, блокировка Roblox и диагноз по селфиГлавные темы часа. 10:00Визит Путина в Индию, подготовка ЕС к войне с Россией, "эффект Долиной" Главные темы часа. 12:00Переговоры Путина с Уиткоффом, будущее G8, сотрудничество России и ИндииВойна и мирГлавные темы часа. 12:30Ограничения против FaceTime, маркировка ИИ-видео, опасные вещества в ЛабубуГлавные темы часа. 13:00Реестр нянь и сиделок, "саундтреки 2025 года" и настроения россиянГлавные темы часа. 13:30Александр Дзидзария. Опасность вейпинга и перспективы ядерной медициныГлавные темы часа. 14:00Андрей Школьников. Как Запад строил идеальный мир, разрушая страны?Затерянный прекрасный уголокГлавные темы часа. 14:30Андрей Школьников. Зачем России вкладывает в развитие других стран?Главные темы часа. 15:00Дефицит оперативной памяти для ПК, кража российских активовГлавные темы часа. 15:30Главные темы часа. 16:00Эван Голванов. Почему ЦБ не может резко снизить ключевую ставку?ФантастикаГлавные темы часа. 16:30Главные темы часа. 17:00Сергей Михеев. Будет ли война России и Запада?Главные темы часа. 17:30Сергей Михеев о православии и поводах для радостиГлавные темы часа. 18:00Михаил Онуфриенко. Путин в Нью-Дели: какие интересы у России в Индии?Главные темы часа. 18:30Михаил Онуфриенко. Энергетическое перемирие, сотрудничество России и ИндииОблысениеГлавные темы часа. 19:00Встреча Путина и Моди и упразднение Совета Россия - НАТОГлавные темы часа. 20:00Тот самый Лука. ИИ заменяет женщин, связь уровня IQ и агрессииМоре фосфорГлавные темы часа. 21:00Животные в раю, социализация детей, признания в любвиГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Как Рейганом астрологи руководилиГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Герберт УэллсГлавные темы часа. 01:00ЧайкинГлавные темы часа. 02:00Упрямец, разгадавший тайнуКуинджиГлавные темы часа. 03:00ЗданияГлавные темы часа. 04:00КонюховГлавные темы часа. 05:00Метро Санкт-ПетербургаГлавные темы часа. 06:00СамобичеваниеГлавные темы часа. 07:00Путин в Индии, блокировка мессенджеров, раздражающие финансовые привычкиГлавные темы часа. 08:00Будущее G8 без России, дефицит оперативной памяти, зумеры и жилищный вопросГлавные темы часа. 10:00Как Индия встретила Путина и чем закончится скандал вокруг Долиной?Главные темы часа. 13:00Встреча Путина и Моди: что общего между Нью-Дели и Анкориджем?ИИ-маркировка: Госдума разделит искусственное и естественноеГлавные темы часа. 13:30Перспективы сотрудничества РФ и Индии: энергетика и фармацевтика Выступление Владимира Путина на Российско-индийском бизнес-форумеГлавные темы часа. 14:30Визит Путина в Нью-Дели: как развивается сотрудничество Индии и России?Главные темы часа. 15:00Сотрудничество России и Индии, стратегия нацбезопасности СШАУсилия и имитация: куда движется мирный план по Украине?Главные темы часа. 15:30Психологическое насилие, переводы за рубеж, белый список сайтовГлавные темы часа. 16:00Владислав Бриг. Диалог России и США, гарантии безопасности для УкраиныПутешествие в сердце русской зимы: как превратить холод в турпродукт?ДактилоскопияГлавные темы часа. 16:30Ольга Криворотько: математика – упрощение реальной жизниГлавные темы часа. 17:00Верховный суд рассмотрит дело Долиной и штрафы для госслужащихГлавные темы часа. 17:30Конфискация имущества коррупционеров, единый учебник по историиРеальная потребность: России нужны рабочие руки и умные головыГлавные темы часа. 18:00Дмитрий Пучков. Визит Путина в Индию, переговоры Украины и СШАГлавные темы часа. 18:30Дмитрий Пучков. Стратегия нацбезопасности США, блокировка FaceTimeПередвижение домовГлавные темы часа. 19:00Дмитрий Пучков. Новогодняя подборка фильмов, "Зверополис 2"Главные темы часа. 19:30Дмитрий Пучков. Протесты в Иране и отмена ДолинойГлавные темы часа. 20:00Переговоры в Москве: что это изменит в отношения США и России?Главные темы часа. 20:30Почему США решили отвернуться от Европы?Леонардо да ВинчиГлавные темы часа. 21:00"Это просто воля вождя". Почему Сталин решил изменить облик Москвы