https://radiosputnik.ru/20181109/1532351458.html
"Отец сюрреализма" в окопах Первой мировой: неоконченная поэма
"Отец сюрреализма" в окопах Первой мировой: неоконченная поэма - Радио Sputnik, 09.11.2018
"Отец сюрреализма" в окопах Первой мировой: неоконченная поэма
Гийому Аполлинеру нравилось эпатировать публику. Его даже считали имморалистом, но на самом деле он был тонким ценителем изящного и интимным лириком. А еще он был певцом Первой мировой войны и ее жертвой.
2018-11-09T07:00
2018-11-09T07:00
2018-11-09T14:53
авторы
франция
празднование столетия окончания первой мировой войны
https://cdn.radiosputnik.ru/images/153235/02/1532350245_0:0:600:338_1920x0_80_0_0_0b5e457c820af3817e84d9d38bc015d9.jpg
В этот день,… лет назадДевятого ноября 1918 года скончался поэт Гийом Аполлинер. Его настоящее имя гораздо длиннее: Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий. Он был одним из самых влиятельных деятелей европейского авангарда. Аполлинер – автор термина "сюрреализм" и создатель "каллиграмм" – графических стихотворений.Я недаром о нем вспомнил: 11 ноября исполняется 100 лет со дня окончания Первой мировой войны. А Аполлинер был певцом этой войны и ее жертвой. Он умер совсем молодым в канун капитуляции Германии.Мать Аполлинера – польская дворянка Анжелика Костровицкая. Вильгельм и его брат Альберт родились в Риме. Кто был их отцом или отцами – доподлинно неизвестно. Возможно, итало-швейцарский аристократ Франческо Флюджи д’Аспермонт. Но это лишь предположение историков.Детство Гийом провел в Италии, потом переехал с матерью в Париж.Поначалу Аполлинер стал известен как публицист и искусствовед. Псевдоним "Гийом Аполлинер" – это французский вариант имени Вильгельм и одно из собственных имен – Аполлинарий. Гийом в своих произведениях любил эпатировать публику. Его даже считали имморалистом, но на самом деле он был тонким ценителем изящного и интимным лириком. Впрочем, как его не считать нарушителем всех законов, если он оказался втянутым в историю кражи "Джоконды"? В ночь с 20 на 21 августа 1911 года из Лувра была похищена картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Вся Франция была потрясена. Газета "Пари Журналь" даже объявила награду в 50 тысяч франков за информацию о похитителях. В редакцию пришло письмо за подписью "Вор". Автор писал, что в краже виновата сама администрация Лувра, поскольку он неоднократно крал из музея старинные статуэтки и продавал их некоему художнику, но кражи до сих пор никто не заметил.Началось следствие, и вскоре стало известно, что "Вор" – это Жери Пьере, приятель Аполлинера. Гийома арестовали, обвинили в сокрытии краденого и посадили в следственную тюрьму. Привлекли к следствию и Пабло Пикассо – он-то и был покупателем краденных из Лувра статуэток. Пикассо, увидев Аполлинера на очной ставке в наручниках, перепугался и заявил, что впервые видит этого человека. Вот так!А потом кто-то из влиятельных друзей Пикассо вмешался в расследование, и художник вышел "сухим" из этой уголовной истории. Аполлинера тоже выпустили. Но с тех пор ему грозила высылка из страны – он даже не удосужился получить французское гражданство.А похитителем "Джоконды" оказался итальянский столяр Винченцо Перуджиа. Его поймали только через два с лишним года (во Флоренции 14 декабря 1913 года). Перуджиа заявил следователям, что украл "Мону Лизу", чтобы вернуть ее на родину, в Италию. Впрочем, шедевр Леонардо да Винчи через 30 лет украли еще раз, но на сей раз работали не дилетанты, а профессионалы – нацисты. Картина вернулась в Лувр лишь в июне 1945 года.Когда началась Первая мировая война, Аполлинер пошел добровольцем на фронт. Почти год провел на передовой. Изматывающая позиционная война. На Западном фронте без перемен! Но в это "без" входили и бои местного значения, и газовые атаки, и монотонные убийственные артобстрелы, и осенние траншеи, заполненные всепроникающей водой.В деревню ближнего тылаШли трое усталых солдат…..Не о будущем с темной завесой,О былом толковали. И вспятьМысль текла. Продолжалась аскеза,Приучившая их умирать.В марте 1916 года Аполлинер был тяжело ранен осколком снаряда в голову, перенес трепанацию черепа.Если я там погибну в бою, у переднего края,Целый день ты проплачешь Лулу, о, моя дорогая!Быстро память твоя улетучится, дай только срок.И снаряд разорвавшийся там, у переднего края,Тот красивый снаряд превратится в непрочный цветок…Вернувшись в Париж, Аполлинер вновь сотрудничал в журналах, возродил старинную технику "граффити", создавая при помощи стихотворных строк разнообразные рисунки. Кстати, Аполлинер одним из первых отказался в своих стихах от знаков препинания. Он говорил, что "самый ритм и разбивка стихов паузами и есть подлинная пунктуация, во всем прочем никакой нужды нет". Новшество прижилось: многие поэты XX века потом продолжили эксперимент Аполлинера – писали стихи без всяких знаков препинания, чем приводили в ужас присяжных грамматиков.Впрочем, вспомнил: у Аполлинера все-таки был предшественник. Своеобразный. Поэт Евгений Баратынский в своих стихах не ставил никаких знаков препинания, кроме запятых. Причем иногда запятые стояли после каждого слова или знаки отсутствовали вовсе. Однажды он поразил Дельвига вопросом: "Что называешь ты родительным падежом?"…В конце октября 1918 года Аполлинер заболел испанкой, которая усугубилась фронтовой раной. Грипп тогда убил больше народу, чем погибло на полях Первой мировой. А тем временем близился конец войны и Германской империи. По парижским улицам ходили радостные и возбужденные толпы, кричавшие:– Смерть Гийому! Французы проклинали германского императора Вильгельма II, а метавшемуся в горячке Аполлинеру казалось, что все требуют его смерти. В бреду он спрашивал:– За что?В ночь на 9 ноября 1918 года поэт скончался. Ему было всего 38 лет. А через два дня капитулировала Германия – закончилась Первая мировая война. А еще через месяц почти одновременно ушли из жизни его брат Альбер и мать Анжелика. Осталась только вдова поэта – Жаклин Аполлинер. Она проживет еще почти полвека.Белорунных ручьев ХанаанаБрат сверкающий – Млечный путь!За тобой к серебристым туманамПлыть мы будем. О, дай нам взглянутьМертвым взором на звездные страны…
франция
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/153235/02/1532350245_51:0:567:387_1920x0_80_0_0_f326fb4da23c888f07d34cee1dfab71d.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
франция, празднование столетия окончания первой мировой войны
Авторы, Франция, Празднование столетия окончания Первой мировой войны
"Отец сюрреализма" в окопах Первой мировой: неоконченная поэма
Ведущие
Владимир Бычков
обозреватель радио Sputnik
Гийому Аполлинеру нравилось эпатировать публику. Его даже считали имморалистом, но на самом деле он был тонким ценителем изящного и интимным лириком. А еще он был певцом Первой мировой войны и ее жертвой.
Девятого ноября 1918 года скончался поэт Гийом Аполлинер. Его настоящее имя гораздо длиннее: Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий. Он был одним из самых влиятельных деятелей европейского авангарда. Аполлинер – автор термина "сюрреализм" и создатель "каллиграмм" – графических стихотворений.
Я недаром о нем вспомнил: 11 ноября исполняется 100 лет со дня окончания Первой мировой войны. А Аполлинер был певцом этой войны и ее жертвой. Он умер совсем молодым в канун капитуляции Германии.
Мать Аполлинера – польская дворянка Анжелика Костровицкая. Вильгельм и его брат Альберт родились в Риме. Кто был их отцом или отцами – доподлинно неизвестно. Возможно, итало-швейцарский аристократ Франческо Флюджи д’Аспермонт. Но это лишь предположение историков.
Детство Гийом провел в Италии, потом переехал с матерью в Париж.
Поначалу Аполлинер стал известен как публицист и искусствовед. Псевдоним "Гийом Аполлинер" – это французский вариант имени Вильгельм и одно из собственных имен – Аполлинарий. Гийом в своих произведениях любил эпатировать публику. Его даже считали имморалистом, но на самом деле он был тонким ценителем изящного и интимным лириком.
Впрочем, как его не считать нарушителем всех законов, если он оказался втянутым в историю кражи "Джоконды"? В ночь с 20 на 21 августа 1911 года из Лувра была похищена картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Вся Франция была потрясена. Газета "Пари Журналь" даже объявила награду в 50 тысяч франков за информацию о похитителях. В редакцию пришло письмо за подписью "Вор". Автор писал, что в краже виновата сама администрация Лувра, поскольку он неоднократно крал из музея старинные статуэтки и продавал их некоему художнику, но кражи до сих пор никто не заметил.
Началось следствие, и вскоре стало известно, что "Вор" – это Жери Пьере, приятель Аполлинера. Гийома арестовали, обвинили в сокрытии краденого и посадили в следственную тюрьму. Привлекли к следствию и Пабло Пикассо – он-то и был покупателем краденных из Лувра статуэток. Пикассо, увидев Аполлинера на очной ставке в наручниках, перепугался и заявил, что впервые видит этого человека. Вот так!
А потом кто-то из влиятельных друзей Пикассо вмешался в расследование, и художник вышел "сухим" из этой уголовной истории. Аполлинера тоже выпустили. Но с тех пор ему грозила высылка из страны – он даже не удосужился получить французское гражданство.
А похитителем "Джоконды" оказался итальянский столяр Винченцо Перуджиа. Его поймали только через два с лишним года (во Флоренции 14 декабря 1913 года). Перуджиа заявил следователям, что украл "Мону Лизу", чтобы вернуть ее на родину, в Италию. Впрочем, шедевр Леонардо да Винчи через 30 лет украли еще раз, но на сей раз работали не дилетанты, а профессионалы – нацисты. Картина вернулась в Лувр лишь в июне 1945 года.
Когда началась Первая мировая война, Аполлинер пошел добровольцем на фронт. Почти год провел на передовой. Изматывающая позиционная война. На Западном фронте без перемен! Но в это "без" входили и бои местного значения, и газовые атаки, и монотонные убийственные артобстрелы, и осенние траншеи, заполненные всепроникающей водой.
Шли трое усталых солдат…..
Не о будущем с темной завесой,
О былом толковали. И вспять
Мысль текла. Продолжалась аскеза,
В марте 1916 года Аполлинер был тяжело ранен осколком снаряда в голову, перенес трепанацию черепа.
Если я там погибну в бою, у переднего края,
Целый день ты проплачешь Лулу, о, моя дорогая!
Быстро память твоя улетучится, дай только срок.
И снаряд разорвавшийся там, у переднего края,
Тот красивый снаряд превратится в непрочный цветок…
Вернувшись в Париж, Аполлинер вновь сотрудничал в журналах, возродил старинную технику "граффити", создавая при помощи стихотворных строк разнообразные рисунки. Кстати, Аполлинер одним из первых отказался в своих стихах от знаков препинания. Он говорил, что "самый ритм и разбивка стихов паузами и есть подлинная пунктуация, во всем прочем никакой нужды нет". Новшество прижилось: многие поэты XX века потом продолжили эксперимент Аполлинера – писали стихи без всяких знаков препинания, чем приводили в ужас присяжных грамматиков.
Впрочем, вспомнил: у Аполлинера все-таки был предшественник. Своеобразный. Поэт Евгений Баратынский в своих стихах не ставил никаких знаков препинания, кроме запятых. Причем иногда запятые стояли после каждого слова или знаки отсутствовали вовсе. Однажды он поразил Дельвига вопросом: "Что называешь ты родительным падежом?"…
В конце октября 1918 года Аполлинер заболел испанкой, которая усугубилась фронтовой раной. Грипп тогда убил больше народу, чем погибло на полях Первой мировой. А тем временем близился конец войны и Германской империи. По парижским улицам ходили радостные и возбужденные толпы, кричавшие:
Французы проклинали германского императора Вильгельма II, а метавшемуся в горячке Аполлинеру казалось, что все требуют его смерти. В бреду он спрашивал:
В ночь на 9 ноября 1918 года поэт скончался. Ему было всего 38 лет. А через два дня капитулировала Германия – закончилась Первая мировая война.
А еще через месяц почти одновременно ушли из жизни его брат Альбер и мать Анжелика. Осталась только вдова поэта – Жаклин Аполлинер. Она проживет еще почти полвека.
Белорунных ручьев Ханаана
Брат сверкающий – Млечный путь!
За тобой к серебристым туманам
Плыть мы будем. О, дай нам взглянуть
Мертвым взором на звездные страны…
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik