Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
Внушительная делегация из Эстонии побывала в Москве на международной выставке "ТрансРоссия-2017". Бизнесмены, политики и чиновники, несмотря на неоднозначную реакцию в обществе, решились на этот визит, чтобы впервые за долгие годы поддержать представителей эстонского транзитного бизнеса, который переживает трудные времена. Эстония значительно уступает в этой сфере по всем позициям как Латвии, так и Литве.
Трудные времена эстонского транзита начались 10 лет назад с событий "Бронзовой ночи", вылившихся в масштабное межэтническое противостояние, повлекшее резкое ухудшение отношений между Эстонией и Россией. Затем как отягчающее обстоятельство возникли антироссийские санкции Евросоюза и соответствующий ответ на них России. Благодаря всем этим факторам транзит российских грузов через территорию Эстонии усох до катастрофически малых размеров. Проблема стала вопиющей, ее стало невозможно скрывать и игнорировать. Даже политики, которые прежде всех убеждали в том, что российский транзит малозначителен для экономики страны, вынуждены были признать, мягко говоря, некорректность своих прежних заявлений.
Как говорит статистика, только в течение последних трех лет объемы транзита ежегодно сокращаются на 20%. В 2006 году транзит грузов через Эстонию составлял 40 млн тонн, по итогам 2016 года он составил около 6 млн тонн: разница – 34 млн. Теперь считаем: транзит одной тонны грузов через Эстонию приносит экономике страны 15 евро, значит в результате экономика Эстонии в год получает на 510 млн евро меньше, чем в 2006 году. Похоже, что деградация этой отрасли экономики приблизилась к точке невозврата, что серьезно беспокоит предпринимателей, вложивших в создание транспортной инфраструктуры солидные средства, а также часть трезвомыслящих политиков страны.
Эстонской экономике сейчас действительно трудно, денег в бюджете страны катастрофически не хватает. Чтобы как-то справится с его дефицитом, вводятся новые налоги, готовится приватизация четырех крупных предприятий с большой долей государственного участия. Холодный душ экономических трудностей действует отрезвляюще и заставляет ехать в Россию с просьбой о возобновлении контактов, в надежде хоть чуть-чуть растопить лед официальных отношений. В Москву на выставку приехал даже вице-канцлер по вопросам транспорта Ахти Кунингас. И надо отметить, что российская сторона не оставила это незамеченным: замминистра транспорта России Сергей Аристов посетил эстонский павильон, что члены делегации сочли важным сигналом. По словам российского чиновника, бизнес ждет от политиков активного содействия, а не препятствий, и для этого обеим сторонам предстоит много поработать. Работать представители обеих стран продолжат уже нынешней осенью в Таллине, куда прибудет с визитом делегация российского министерства транспорта.
Однако эксперты считают, что даже в случае потепления отношений восстановление транзитного сектора в полном объеме до уровня 2006 года нереально. Хотя вполне реально осуществление конкретных проектов между странами. Однако не станем радоваться раньше времени, во всяком случае, до перехода намерений в стадию дел. Хочется верить, что процесс все-таки пошел.
Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наш Twitter и на канал радио Sputnik в Telegram. Обещаем, вам всегда будет что почитать – интересное, актуальное, полезное.
У радио Sputnik также есть паблики ВКонтакте и Facebook. Присоединяйтесь!