Автор Владимир Филиппов, радио Sputnik
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте не стал извиняться за отказ впустить в страну турецких министров и посоветовал Анкаре самой попросить прощения за события в Роттердаме. Там хотели провести митинг турецкой общины, а в итоге все закончилось беспорядками. Сначала голландцы развернули самолет с главой МИД Турции, а потом машину с министром по делам семьи. В Анкаре говорят, что их чиновники хотели всего лишь рассказать голландским туркам о вынесенных на общетурецкий референдум конституционных поправках. Но власти Нидерландов, видимо, решили, что без этих рассказов как-то спокойнее будет. С ними солидарны и власти Германии и Австрии, которые также запретили устраивать у себя подобные акции.
А не поздно ли немцы спохватились? О чем думали в 1961 году, когда подписывали с Анкарой соглашение о вербовке в Турции "гастарбайтеров"? Немецкую экономику хотели поднять? А о последствиях как-то не хотелось думать? И ведь не в первый раз подобное в истории повторяется. Сначала европейцы устраивали крестовые походы, а потом османы осаждали Вену. Это было не так давно – в 1683 году. Урок оказался подзабытым. Потом пригласили "гастарбайтеров". А теперь уже с трудом выдворяют непрошеных потомков османов из Нидерландов.
Между тем, в Германии Эрдоган не так давно собирал многотысячные митинги немецких турок и напоминал им, что они не какие-то там толерантные европейцы, а потомки янычар. В этом смысле показательным был, например, отборочный матч чемпионата Европы по футболу 2012 года в Берлине между сборными ФРГ и Турции. Спортивные комментаторы еще тогда удивлялись: на трибунах за турок болело гораздо больше зрителей, чем за немцев.
А стоило ли удивляться? В немецкой столице уже даже есть клуб под названием "Тюркийемспор Берлин". И за сборную Германии уже много этнических турок играет. Но немцы встрепенулись лишь после разразившегося пару лет назад миграционного кризиса. Согласно опросам, у немецкого населения вызывает серьезную озабоченность увеличение числа преступлений. Причем их беспокоит не сам уровень преступности среди мигрантов, а то, что эта этническая преступность стала все чаще затрагивать собственно немцев. А в Швеции, скажем, вообще стараются этого не замечать – полиция просто утаивает от СМИ данные о преступлениях, совершаемых мигрантами.
Президент Турции Тайип Эрдоган назвал действия Нидерландов пережитками нацизма, а саму страну – "банановой республикой", пригрозил принять ответные меры и призвал международные организации ввести санкции против Нидерландов. Турция, например, может денонсировать соглашение с ЕС по беженцам. А Брюсселю в ответ, кроме денег, предложить туркам будет нечего. В очередной раз пообещать им пообещать членство в Евросоюзе? Эрдоган давно уже раскусил эту политику. Единственное, что его, может, немного утешает – так это то, что теперь Турция в этом списке "вечных кандидатов" не последняя. Это почетное место теперь занимает Украина.