Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Шотландия может со своей стороны "облегчить" Соединенному Королевству "жесткий Brexit". То есть, помочь ему покинуть Евросоюз налегке. В смысле – без Шотландии. Прав таких у нее нет. Но, как показывает исторический опыт, бесправные – они и есть самые решительные. Местный парламент накануне продублировал результаты референдума на этой территории и проголосовал против запуска процедуры выхода Великобритании из ЕС. Все, конечно, знают, что это лишь символический жест без юридических и политических последствий.
Верховный суд как чувствовал: заранее постановил, что правительству Ее Величества регионального согласия на Brexit не требуется, достаточно одобрения Палаты общин и Палаты лордов. Первая закон о разводе с Брюсселем сегодня принимает в третьем чтении. Это значит – уже без поправок к нему. Пэры тоже едва ли отважатся лечь костьми. Стало быть, Brexit билль, есть и будет. Так что, скажи даже гордые горцы: "Только через наш труп", это все равно бы их не спасло. Вот они и сказали: "Только через ваш труп". Иначе говоря, пригрозили королевству распадом.
Надо полагать, совсем не только для того, чтобы не стыдно было смотреть в глаза. Хотя бы своему отражению в зеркале. Наверное, чтобы совесть была чиста. Но из этого совсем не следует, что вместе с ней они еще и умывают руки. Их-то как раз они опускать и не планируют. В отличие от бюллетеней в урны. Эдинбург вновь обещает Лондону референдум о независимости. Он это делает уже года два, начал чуть ли не сразу после предыдущего плебисцита. Но сейчас – отдельная история. Во всяком случае, Шотландия хочет, чтобы она началась, теперь значительно сильнее, чем в сентябре 2014.
Тогда разница составила 10,5% в пользу британского единства. А сейчас-то уже – статистическая погрешность. 49 на 51. И это – без всякой агитации. А если Лондон пренебрежет мнением граждан, покидая ЕС, она и не понадобится. Именно это и имела в виду первый министр Никола Стерджен, когда называла законодательный демарш "одним из самых судьбоносных голосований в истории шотландского парламента". Потому и только "одним из", что "вторым из" она уже отчетливо видит утверждение итогов нового плебисцита о выходе из Великобритании.
Ведь еще неизвестно, какая из Мэй "железная леди", а у Шотландии Стерджен, похоже, из металла. По крайней мере, его нотки отчетливо слышны в голосе первого министра, когда она требует для него права. А Даунинг-стрит допускает лишь консультации. Иной формы общения с регионами Мэй не приемлет. Но и в этих женских консультациях у Стерджен – свои представления о том, что и как должно выйти, и на что это должно быть похоже. В Эдинбурге считают, что точно не на матрешку. В смысле, все в одной упаковке. Скорее на сиамских близнецов. Тело общее, но у каждого своя голова. И от каждой зависит, сколько этому телу оставаться общим.
Может быть, это еще и не полная готовность Шотландии выйти в одиночное плавание, чтобы в итоге остаться на берегу. То есть, в ЕС. Но, похоже, кое-кому горцы уже очень даже готовы показать свои семь футов под килтом. Тоже символический жест. Но он на многое открывает глаза.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.