Автор Олег Обухов, радио Sputnik
Вот и про экономику Турции заговорили. Что с ней, куда она движется? Есть чего опасаться, считают эксперты. Они даже не исключают смены президента. Реджеп Эрдоган, затеяв реформу конституции, открыл ящик Пандоры. Но ходу назад нет. Вопрос в том, весь ли пакет поправок будет принят. Пока лишь известно, что полным ходом идет обсуждение деталей. Однако уже появились разные мнения насчет того, какой будет экономика после принятия новой редакции высшего нормативно-правового акта страны. Вот инвесторы и притаились, следуя золотому правилу: деньги любят тишину. А так как страну и сейчас-то тихой гаванью не назовешь, то ждать благодати после объявления новых правил точно не следует, полагают одни эксперты. Зато другие говорят, что рано сеять панику. Не все так плохо. Да, есть неопределенность. Да, есть тревожные сигналы, что экономика стала притормаживать: урезали финансирование научных исследований, инвестиции в IT-сектор – вообще на нуле, растет дефицит платежного баланса. А политики вместо того, чтобы улучшать имидж страны, активно используют свою власть, забывая порой про законы. Экономика такое не прощает. В Институте статистики Турции подсчитали, что ВВП страны по итогам третьего квартала 2016 впервые с 2009 сократился – на 1,8% в годовом выражении.
И тем не менее, будущее рисуется достаточно перспективным. В помощь – геополитическое и геоэкономическое положение, которое занимает Турция между Азией и Европой. Нынешний спад не так страшен. Он связан с рядом событий, которые давят на экономику страны и о которых СМИ трубили на все четыре стороны. Одна пауза в интеграции Турции в Евросоюз столько шума наделала, что инвестиции в страну заметно сократились. Внутренняя политика хромает на одну ногу. А бизнес любит, чтобы не только деньги были целы, но и экстремальных побудок по ночам тоже не было. Сейчас как раз тот самый момент, когда Анкара должна вновь доказать, что Турция достойна статуса "хаба между Западом и Востоком". Пока явных тенденций к этому нет. Однако условия для роста позитива и в политике и в экономике есть. Главное – умело этим воспользоваться. И про свою валюту – турецкую лиру – не забыть, а то она и так уже просела сильнее остальных на фоне ожиданий, что американский Федеральный резерв повысит ставки. Нацвалюта вообще чутко реагирует на разного рода перекосы. Тот же Турецкий институт статистики объявил, что только в январе уровень инфляции в Турции увеличился на 2,46% по сравнению с декабрем 2016. А индекс потребительских цен уже выше 9% в годовом исчислении.
Из плюсов для Турции – то, что прослеживается улучшение внешнеполитических факторов. Скорее всего, в ближайшие полгода у новой администрации США появится новая стратегия отношений с Турцией. И, полагают эксперты, отношения будут теплее прежних. Первые посылы уже обозначились. В том числе и потому, что у Штатов Турция – один из основных союзников на Ближнем Востоке. Большую роль играет и улучшение отношений с Россией – гарантом стабилизации ситуации в регионе.
Вероятно, Эрдоган, когда понял, что экономике может угрожать сначала стагнация, потом спад и совсем уж никому не нужный кризис, решил смягчить свою внешнюю политику. И заручиться всяческой поддержкой от стран, от которых во многом зависит благополучие Турции. В частности, от России. Вновь заговорили об экономически выгодном как для Москвы, так и для Анкары газопроводе "Турецкий поток". Россия получит страховку от нерадивых транзитеров вроде Украины. А для Анкары эта магистраль станет своего рода гарантом статуса Турции как одного из ключевых игроков на мировом энергетическом рынке.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.