Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Их было семеро. Если учитывать рейтинг их партии, можно даже сказать – смелых. Тем паче, что их президента можно не учитывать вообще. Франсуа Олланд как-то сразу отдалился от этого дела. А в день праймериз – максимально. Уехал в Чили с официальным визитом. Понятно. Летит туда, где принимают… его еще за главу государства. Хотя, конечно, это просто так совпало. Как до того совпал последний раунд теледебатов социалистов с походом их номинального лидера в театр. Он ведь это тоже никак не мог перенести. Что дебаты – и без него. Как и праймериз. Как и выборы. Как и Франция. Иной раз капитан покидает корабль раньше, чем крысы.
Впрочем, и его команда теперь тоже больше озабочена тем, как сойти. За политиков, которые не с ним. Даже несмотря на то, что из семи номинантов пятеро – с приставкой "экс". Четыре министра и премьер. Наверное, это не самый высокий предвыборный старт: прослыть бывшими уже при власти. Но других у социалистов нет, а стать коллективным Олландом и тоже уйти от борьбы за Елисейский дворец они отказались. Тем не менее, и в их квалификации какая-никакая, но локальная интрига все-таки была.
Два раунда теледебатов выиграл экс-шеф Минэкономики Арно Монтебур. Финальный третий убедительно остался за некогда главой просвещения Бенуа Амоном. И при этом опросы называли фаворитом еще совсем недавно их начальника – Мануэля Вальса. Между тем, как бы ни распределились места в этой тройке, все сразу знали, что социалисты выбирают себе аутсайдера. При нынешних раскладах в Пятой республике с явным креном вправо их предварительный отбор – это как вторая лига. Здесь тоже выявляют победителя, но, как правило, лишь для того, чтобы в турнире классом повыше он был мальчиком для битья.
Если исходить из такой перспективы, то Вальс в этом качестве выглядел бы, наверное, более уместным. Как минимум потому, что при Олланде он к этому уже привык. Его соперник по финалу Амон, хоть и входил в правительство социалистов, но вовремя сообразил, куда он попал, и довольно быстро его покинул. Вряд ли только это обеспечило ему пятипроцентный отрыв от экс-премьера перед вторым туром. Его ведь нарекли еще и самым левым среди всех номинантов. А Вальса как раз – самым правым.
Пусть он и твердит сейчас, что "отказывается бросать французов на произвол судьбы перед лицом крайне правых, правых Франсуа Фийона, перед лицом Соединенных Штатов Дональда Трампа и России Владимира Путина". Между тем, подавляющее большинство этих самых французов того и хочет, чтобы он, наконец, бросил их на произвол такой судьбы. Впрочем, судя по всему, они прекрасно справятся с этим и без его помощи. Как бы то ни было, через неделю социалисты определятся с тем, кто там шагает левой. Чтобы еще через три месяца ему сказали: ну и шагай отсюда.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.