Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Алмазбеку Атамбаеву, наверное, самому должно быть обидно. Четыре часа рассказывал на пресс-конференции об итогах года, а запомнили только одно. То, что при всем его желании к итогам ну никак не отнесешь. Лет 15 как минимум. Именно столько по договору между Москвой и Бишкеком в Канте еще будет размещаться российская авиабаза. Но потом, как сказал президент Киргизии – ни-ни. В смысле больше никаких пролонгаций. По его словам, вывод американцев из Манаса два года назад был правильным решением. А стало быть, "это касается и россиян".
Это, конечно, не демарш. Хотя бы потому, что Атамбаев с этого начал, когда лишь возглавил республику. Просто недалеко ушел. И не обращать бы на это внимания. Но кое-что ему все-таки надо напомнить. Во-первых, Киргизия – тоже член ОДКБ. А значит, это и ее база, и ее интерес, коль скоро она размещена под эгидой Организации договора о коллективной безопасности. Во-вторых, потому-то она и здесь, чтобы безопасность одной из стран этого коллектива не страдала от близости с Афганистаном, например. Об этом президент распространяться не стал, видимо, чтобы сэкономить время.
Вообще, если и уместно было именно сейчас говорить о событии, которое может произойти лишь через полтора десятилетия, то только потому, что итоги года – это тоже, образно выражаясь, "разбор полетов". Так что вроде бы как в тему. Но тут вырисовывается совсем другая тема. Похоже, кому-то просто очень хочется остаться. В отличие от авиабазы его-то срок истекает в 2018. А 11 декабря – конституционный референдум, который, по сути, должен сделать главным действующим лицом государства премьер-министра.
Атамбаев любит повторять, что больше не видит себя во власти. И даже доказывает, что готов к лирическому отступлению от нее. Выдал несколько клипов на собственные песни. Пишет альбом. Но неспроста же, говорят эксперты, именно он сочинил еще и эти поправки к плебисциту. Президент ограничен шестью годами, а кабинет можно возглавлять бесконечно. И там тоже простор для творчества. При Атамбаеве, правда, никому не удавалось и двух лет в нем усидеть. Нынешний премьер – пятый. Но кто-то должен остановить эту текучку. И решительность, с которой он выступает против иностранного контингента, должна свидетельствовать в его пользу.
"Мы должны в будущем опираться только на свои вооруженные силы, а не на армии других государств", – как-то совсем прозаично вывел президент. Он же поэт и мог сказать стихами. Сильна Москва, но мы с усами сами. И даже если ему ну никак не рифмуются Киргизия и авиабаза, мог включить свое богатое воображение и объявить, например, что не хочет превратить страну в Калининград. В том плане, что и там могила Канта, и здесь от Канта только память. Хотя сахарный завод, единственное градообразующее предприятие, в нем закрыли еще до появления россиян. А вместе с ними как раз в город вернулась жизнь.
Так что и поэтому тоже, когда он ставит в один ряд российских летчиков в Канте и американцев в "Манасе", поступает не совсем корректно. Все-таки США республику использовали, а Россия защищает. Потому что как саму себя. И не торопиться бы ему с выводами, тем более что на этой пресс-конференции никто его за язык не "тянул". Кроме, наверное, подсознания. Это, видимо, его внутренний голос проговорился. Атамбаев ведь тоже прекрасно понимает, что все самое интересное, что можно сказать о Киргизии, связано с Россией.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.