15 ноября прокурор Международного уголовного суда в Гааге приравнял вхождение Крыма в состав России к вооруженному конфликту между Россией и Украиной. Кроме того, комитет ООН по социальным и гуманитарным вопросам принял украинскую резолюцию по нарушениям прав человека в Крыму. В документе утверждается, что на полуострове ущемляются права крымско-татарского народа и других меньшинств. "За" проголосовали 73 страны, в том числе США, Великобритания, Канада и страны ЕС. 76 государств воздержались, а 23 высказались против, в том числе Китай, Индия, Армения, Белоруссия, ЮАР, Венесуэла, Иран, Казахстан, Сербия, Сирия, Узбекистан и другие. В декабре резолюцию рассмотрит Генассамблея ООН.
Россия считает Крым своим и развивает регион как неотъемлемую часть федерации. Признание Западом полуострова частью России никак не изменит ситуацию. Такое мнение в эфире радио-шоу "КомпАс" на радио Sputnik высказал заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин:
"Какая нам разница, признает Запад Крым или нет? Сейчас они не признают, ввели санкции. Но они же их вводили не от того, что где-то что-то было нарушено. А просто чтобы не допустить усиления России. Я напомню, что границы Российской империи были признаны всеми государствами, что совершенно не помешало нашим же бывшим союзникам по Антанте признать независимость прибалтийских республик вопреки всем на тот момент нормам международного права. Они могли не признавать правительство в Москве и Петербурге, большевиков. Но признавать сепаратистские режимы, которые возникли? Ни одна норма международного права тогда этого не предусматривала. Они признали. И на здоровье. Поэтому никакое их признание Крыма российской территорией ничего не гарантирует".
Возвращение Крыма в состав России Запад использовал исключительно как предлог для давления на Москву, убежден Игорь Шишкин. И теперь, когда эту тему снова начали активно муссировать, США и ЕС пытаются повторить "маневр", даже несмотря на то, что в первый раз добиться цели не получилось, считает политолог.
"Они были абсолютно убеждены, что Россия не пойдет на открытый конфликт с Западом, что Москва капитулирует. Помните, когда они только вводили первые санкции – исключительно персональные – и были настолько уверены в их эффективности, что даже не скрывали цели. Они говорили: мы сейчас используем санкции против ближайшего окружения российского президента, у них убавится денег, исчезнет возможность ездить по заграницам и они уговорят или заставят президента изменить свою политику. Вот для чего это делалось. Не сработало. Тогда стали вводить экономические санкции, чтобы ударить уже по кошельку и бюджету больших слоев населения. А, глядишь, они выйдут на улицы огромными толпами и будут кричать, мол, верните Крым Украине! Что, разве у нас не было таких деятелей, готовых за соответствующую толику зеленых денежек ходить по этим площадям? Было? Было. На них был расчет, но их оказалось мало!".
Слушайте полный выпуск радио-шоу "КомпАс":