Все, что необходимо, она уже сделала. Штайнмайера отправила в президенты, чтобы не мешал на выборах в бундестаг. Русских хакеров, напротив, заблаговременно "вмешала", чтобы если что упустила, правду назвать "происками". Вроде бы ничего не забыла. Не в пример Клинтон. Можно выдвигаться. Сама заявит об этом в декабре, на съезде своей партии. Но это же не запрещает ее доверенным людям уже разогревать публику арией на тему "Кто может сравниться с Матильдой моей?!". Тем более когда им задают такие самонаводящие вопросы.
Ведь ничего иного в CNN и не предполагали услышать, когда спрашивали у соратника Ангелы Меркель по ХДС Норберта Реттгена о ее планах на осень 2017. Мог, конечно, ответить: "а как же, регулярно". И все бы поняли. Но расшифровал. "Хозяйка" на парламентских выборах вновь будет претендовать на пост федерального канцлера – раскрыл глава международного комитета бундестага "страшную тайну". Любой нормальный человек на ее месте обиделся бы за такую несдержанность. Это же как анекдот. Ведешь его неспешно, готовишь аудиторию к неожиданной развязке, и вдруг – раз, кто-нибудь опередит с концовкой.
Впрочем, может быть, потому "муттер" и не в обиде на Реттгена, что ее выдвижение – хоть и анекдот, но бородатый. Во-первых, уже не смешно. Во-вторых, всем и так финал известен. Как известно и то, что она этого своего четвертого срока всегда хотела. По крайней мере, с тех пор, как получилось с третьим. И сама бы не тянула и не создавала бы интригу на пустом месте. Но все-таки понимала, что в нынешних обстоятельствах ей явно недостает обоснования. Желательно глобального, поскольку внутреннее самочувствие германского общества едва ли может быть аргументом в ее пользу.
Но тут и Трамп подкрался очень кстати. Не Клинтон, конечно. Победи она, и выдумывать бы ничего не пришлось. Но, оказалось, и его вполне можно использовать в личных целях. Доказательством от противного. Реттген уже выдал "снимок" состояния души: Меркель "полна решимости выступить против глобально усилившегося популизма". Даже если в одиночку. На самом деле теперь-то получается, что о либеральных ценностях ей даже поговорить не с кем. Разве что в пятницу. В последний раз с Обамой. Он потому в Берлине будет, чтоб уходя, благословить.
Собственно, уже сделал это, перед вылетом из Вашингтона назвав Меркель самым верным союзником за все восемь лет своего президентства. И не важно, что он у нее был не первым. До него так же о ней мог сказать и Буш-младший. А вот с Трампом, она точно знает, не сложится. Не в ее он политическом вкусе. Что и подчеркивает, привыкая к несовпаденью. "Сегодня ЕС в качестве гаранта стабильности находится под угрозой. И вы как мировая держава, будете иметь проблемы!", – таким незатейливым образом выразила Меркель надежду на то, что ее послание в новой администрации США поймут правильно.
А если нет, то, как сказал Реттген, "она готова усилить международный либеральный порядок, так как является оплотом Запада и ответственным лидером". Надо полагать, "всего прогрессивного человечества". Коль у Штатов с этим делом вышел полный Трамп-тара-рамп. Кстати, о Коле. В смысле, Гельмуте Коле. Фрау Ангела всего в одном шаге от того, чтобы сравняться с ним по числу премьерских сроков. Так что немцы зря задают себе вопрос: доколе! Понятно же, что до Коля и больше.
Ведь она и у власти-то всего 11 лет. Конрад Аденауэр был 14. Тот же Гельмут Коль – 16. Меркель явно замахивается на их результаты. И вполне может их переписать. Или даже перечеркнуть. Один вывел Германию из войны, второй ее объединил. Она же возвращает страну в окопы, пусть пока прибалтийские, и уверенно ведет ее к разобщению. Впрочем, стоит ли этому удивляться, если, опять же, сам Гельмут Коль в моменты политической нежности к ней называл Ангелу "моим цыпленком". А какие мозги могут быть у цыпленка, когда он вырастет.