Ангела Меркель, наконец, решила свой главный политический вопрос. Даже, наверное, два. И оба – не про мигрантов. Во-первых, она устранила проблему с выбором нового президента. Пусть и не так, как хотела бы. Но вместе с тем, во-вторых, она устранила и своего, пожалуй, основного соперника. Формально, он станет над ситуацией. А значит, и вне борьбы за бундестаг. По-настоящему она развернется уже после того, как он должен будет официально понять, кому обязан своей должностью. Понять и простить канцлерин, что именно она, прежде всего, и выступала неистово против него.
Но теперь Франк-Вальтер Штайнмайер и для Меркель – идеальный кандидат. Сама сказала, словно не она блокировала его выдвижение. И уже нет сомнений в том, что 12 февраля президентом Германии станет нынешний министр иностранных дел. Звучит, как нонсенс. Это же страна образцово-показательной европейской демократии. А где же интрига, где борьба идей, конкурентность и прочая состязательность. Но здесь так. И в нынешних обстоятельствах, пожалуй, для всех даже хорошо, что так. Зачем им еще один вызов, который грозил перерасти в политический кризис. СМИ и так уже посмеиваться начинали.
Президентская кампания в ФРГ – это сугубо личное дело. В том смысле, что главу государства, конечно, тоже выбирают, но ограниченным кругом лиц. И это не бундестаг. Голосование в нем – формальность, если договорились главные персонажи. Сейчас это лидеры трех правящих партий: ХДС, соответственно, ХСС – это как "мы с Тамарой ходим парой", и СДПГ. А вот с этими ребятами сложнее. Дуэт и рад бы сделать их третьими лишними, но в усеченном виде он сам едва ли дотянет до властного состояния. Поэтому соображать приходится на троих: канцлер Ангела Меркель, премьер Баварии Хорст Зеехофер и главный социал-демократ, вице-канцлер Зигмар Габриэль.
В парламенте у них абсолютное большинство, поэтому как скажут, так и будет. Вот только сказать одно имя они и не могли. Согласился бы Йоахим Гаук остаться еще на срок, и проблем бы не было. Но 76 лет, усталость, здоровье и все такое. Иными словами, решил уступить дорогу молодым. О 60-летнем Штайнмайере подумали сразу: это тот, кто нам нужен. Меркель все никак не могла определиться, а нужен ли он ей. И в каком именно месте она его видела. Уж очень канцлерин не хотела своими руками усаживать в президентское кресло социал-демократа. Но еще больше она не захотела усаживать его вместо себя. Рейтингом-то он популярней ее будет.
И даже не удивительно, что согласилась она на Штайнмайера сразу после триумфа Дональда Трампа. Поняла: надо что-то решать, пока не появился собственный. По опросу, 44% немцев были бы этому рады. Штайнмайер, при всем уважении, это не Трамп. Но как альтернатива для Меркель он даже опасней "Альтернативы для Германии". Хотя бы потому, что воспитан иначе. Вот канцлерин и решила убрать его на заслуженное повышение, чтобы не мешал сохранить власть, при этом ее олицетворяя.
Однако если дипломат идет на повышение, еще совсем не факт, что уровень дипломатии станет выше. Возможности президента в реальной политике здесь крайне ограничены. А на место главы МИД теперь прочат спикера Европарламента Мартина Шульца. Именно при нем эта контора вышла на промышленные объемы русофобии. Тем не менее, выдвижение Штайнмайера – это явный признак того, что Меркель "проседает". Как ни упиралась, а все-таки уступила. Значит, есть чего бояться. И значит, после 12 февраля она будет этого бояться.
У себя Штайнмайер – самый авторитетный политик. В Европе его уважают. Владимир Путин может сказать, что "еще вот таким его помнит". Познакомился в бытность того руководителем администрации Герхарда Шредера. "Золотой век" российско-германского партнерства. Кстати, даже союзник канцлерин по ХДС/ХСС Зеехофер признал, что ценит Штайнмайера "как раз за взвешенную политику в отношении Москвы". Добавить нечего. Кроме должности. Она, вроде бы, тоже ничего не добавляет. Но если правда, что в Германии президентом может стать только человек кристальной морали, то мораль уже точно будет выше политики Меркель.