Благодаря строительству морского канала через Балтийскую косу, который соединит город-порт Эльблонг с Балтийским морем, Польша окончательно преодолевает зависимость от России, заявил лидер партии "Закон и справедливость" Ярослав Качиньский.
Новый канал протяженностью 1,3 км и глубиной 5 м должен соединить Калининградский (Вислинский) залив с Гданьским заливом. Благодаря каналу в морской порт Эльблонга смогут заходить корабли длиной до 100 м. В настоящее время суда могут попасть в польский Эльблонг только через территориальные воды России. Этот режим регулируется специальным контрактом на навигационные права, заключенным между государствами.
"Идея не нова – еще в августе 2014 года ее озвучили польские либералы. Смысла в этой идее не так уж и много – польской стороне уж очень хочется ликвидировать некую зависимость от России. Но эта зависимость небольшая, а для порта Эльблонга придется еще дождаться светлых времен", – сказал в эфире радио Sputnik доцент Исторического факультета МГУ Юрий Борисенок.
По его словам, огромные финансовые затраты и экологические риски при осуществлении проекта существенно снижают тот эффект, на который рассчитывает польская сторона.
"Деньги придется вложить достаточно серьезные: если в 2014 году стоимость проекта оценивалась в 187 млн евро, то сейчас она оценивается уже в около 250 млн евро. Не говоря уже об экологических обстоятельствах, которые далеко не всех в Польше радуют. Экологии косы, через которую пророют канал, будет нанесен серьезный ущерб. Пострадает рыболовство – основная отрасль, в которой занято местное население. Кроме того, там еще и пляжи есть – достаточно известные курортные места в Польше. Поэтому опасность от строительства достаточно большая, а польза, которую извлечет из этого польская власть, достаточно сомнительна. Тем более, что для порта Эльблонг могут наступить тяжелые времена. Стоимость портовых услуг, по прогнозам аналитиков, будет выше, чем в крупных портах, которые находятся неподалеку. Поэтому, как бы все это не привело к тому, что "хотели, как лучше, а получилось, как всегда". Ведь впереди еще – массовые протесты экологических организаций и подсчеты, которые могут увеличить стоимость вероятного строительства", – заключил Юрий Борисенок.