Их теперь двое. По крайней мере, в Европе сейчас далеко не везде говорят, что во всем виноват Путин. Кое-где, переходя на скрежет зубовный, уже добавляют: "…и Трамп". Во всяком случае, болгарская правящая партия ГЕРБ в поражении своего ставленника Цецки Цачевой на президентских выборах где-то глубоко внутри себя может разглядеть и американский след. Ведь гораздо почетней считать себя жертвой геополитических обстоятельств, а не собственных провалов. Кто знает, вправе попенять они заокеанскому избирателю, выиграй Хиллари там – и здесь у спикера парламента все бы получилось. И женщина. И тоже условно пророссийскому кандидату противостояла.
Местные власти по-прежнему думают, что не только они, но и граждане на США равнение держат. Хотя нет, уже не думают. Точнее, уже не об этом. Лишь узнав результаты экзит-поллов, премьер Бойко Борисов объявил об отставке своего кабинета. Коль, говорит, ситуация в Болгарии меняется. То есть, ей опять чего-то не хватает. Обрела президента, лишилась правительства. Впрочем, о том, которое было, все эти пару лет так и говорили: оно что есть, что нет – все навязывают извне.
Возможно, кроме кандидата в президенты. По словам Борисова, Цачеву он выбрал сам. Но потому, что к ней "более благосклонно относятся лидеры в Европе". То, что голосуют все-таки не они, понял уже в первом туре. Чуть больше 20% и публичное признание премьера, что ошибся. Это перед вторым-то раундом, когда требовалась чрезвычайная мобилизация электората.
Похоже, сдавать своих людей – это фирменный знак официальной Софии. Она это делала и в общем, когда в угоду Вашингтону с Брюсселем, скатываясь в подвал беднейших стран ЕС, отказалась от спасительных проектов с Россией ("Южный поток", АЭС "Белене"). И в частности, когда в финале выборов генсека ООН в Совбезе предала свою соотечественницу и выдвиженца – директора ЮНЕСКО Ирину Бокову потому, что только она и могла составить конкуренцию фавориту Евросоюза Антониу Гуттерешу.
У португальца в итоге все получилось. А у Бойко Борисова, несмотря на это, выходит, нет. Хотя у премьера в Болгарии полномочий больше, чем у президента. Но уважение после избрания нового главы государства уже несопоставимо. 53-летний Румен Радев учился военному делу в США и по долгу службы следовал стандартам НАТО, но летал еще на советских истребителях. И на всю жизнь, видимо, усвоил: подняться в Болгарии можно лишь на российских крыльях. В отставку с поста главкома ВВС ушел в августе после решения правительства отдать контроль над болгарским небом самолетам альянса. Не смог генерал стерпеть унижение.
Избиратели ему это запомнили. Хотя голосовали не только за офицерскую честь, но и за намерения вернуть отношениям с Россией их исторический смысл и практическое значение. Думал ли он, когда шел на посадку, что в итоге "махнет не глядя" старые потрепанные "МиГи" – а других в местных ангарах и не осталось – на такую же изношенную государственную машину? Но чтобы завести ее, от него потребуются фигуры высшего пилотажа. Он, видимо, знает это. Потому и не скрывает, что готов напрямую работать с Путиным. Что касается партии "Граждане за европейское развитие Болгарии", то страна обойдется без этого ГЕРБа. Но это ее шанс не остаться еще и без флага – без родины.