Президент России Владимир Путин подписал указ о приостановке российско-американского соглашения об утилизации оружейного плутония (СОУП). В документе говорится, что это связано с "возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США".
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отметил, что Россия приостановила действие соглашения, поскольку больше не считает возможным в одиночку выполнять положения документа. По словам Пескова, американская сторона выполняла положения документа об утилизации плутония таким образом, что оставляла за собой возвратный потенциал и объемы.
"Достаточно долгое время Россия в одиночку выполняла соглашения, но сейчас, как говорится в указе президента, с учетом в целом напряженности российская сторона больше не считает возможным продолжение подобной ситуации", – пояснил пресс-секретарь президента.
В 2000 году Россия и США договорились об уничтожении избыточного оружейного плутония в объеме 34 тонн каждой из сторон.
Член общественного совета госкорпорации "Росатом", член Совета Центра экологической политики России Валерий Меньшиков в эфире радио Sputnik отметил, что российская сторона досрочно выполнила дорожную карту обязательств по проекту утилизации плутония.
"Свою часть пути, которая была оговорена в соглашении, Россия уже прошла. По соглашению, обе стороны должны были использовать один метод утилизации – перевод всех 34 тонн в МОКС-топливо с последующим сжиганием в реакторах. У нас такой реактор есть – построен на Белоярской АЭС. И главное – построен завод по производству МОКС-топлива на Горно-химическом комбинате в городе Железногорске в Красноярском крае. Мы потратили 240 млн долларов на строительство этого завода, он находится внутри скалы – полностью отсутствует воздействие на экологию окружающей среды. А США, потратив 7 млрд долларов, завод так и не построили", – сказал Валерий Меньшиков в эфире радио Sputnik.
Но главный риск, по словам эксперта, состоит в том, что США предлагают использовать альтернативные "сжиганию" методы утилизации плутония, которые не исключают вероятности намеренного или несанкционированного извлечения оружейного плутония из мест его хранения и повторного использования в оружейных целях.
"Если мы "сожгли" в реакторе МОКС-топливо, то вернуть плутоний уже нельзя. А американцы его перемешивают с определенными химическими веществами, потом закладывают в хранилище, и, в принципе, существует возможность его снова достать и разделить. То есть мы полностью выполняем соглашение, а американцы хитрят – используют технологию, благодаря которой они могут спрятать плутоний, затем снова достать и преобразовать в оружейный", – пояснил Валерий Меньшиков.
По его мнению, указ о приостановке российско-американского соглашения об утилизации оружейного плутония – это сигнал России мировому сообществу.
"Этим указом мы говорим о нечестности, недобросовестности США и привлекаем внимание мирового сообщества к тому, что американцы не выполняют взятые на себя обязательства, в том числе в сфере сокращения ядерного потенциала. Думаю, что какой-то пересмотр позиций может быть только после выборов нового президента США", – заключил эксперт.