Польский сенат принял резолюцию, которая признает 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного ОУН-УПА (Организация украинских националистов – Украинская повстанческая армия, запрещена в России) против жителей II Польской Республики (1918-1945).
"Сенат Республики Польша отдает дань памяти жителям Второй Республики Польша, зверски убитым украинскими националистами", – говорится в тексте документа.
Резолюция вызвала жаркую дискуссию в сейме – оппозиция утверждала, что документ может привести к серьезным международным последствиям. В мае прошлого года президент Украины Петр Порошенко дал ОУН-УПА статус "борцов за независимость", а на прошлой неделе Московский проспект Киева был переименован в честь Степана Бандеры.
Проект резолюции внесли в сейм депутаты от правящей партии "Право и справедливость".
"Волынская резня" – массовое уничтожение в 1943 году украинскими националистами поляков на Волыни, которая до сентября 1939 года входила в состав Польши. 11 июля 1943 года считается кульминацией трагедии – в этот день украинцы атаковали одновременно порядка 150 польских деревень.
В Госдуме РФ считают, что решение сената Польши признать "Волынскую резню" геноцидом польского народа стало ответом на придание УПА статуса "борцов за независимость" Украины. Координатор депутатской группы российской Госдумы по связям с польским парламентом Адальби Шхагошев ("Единая Россия") считает, что признание геноцида влечет за собой серьезные последствия, и польская сторона вполне может потребовать от Украины компенсаций. На этом фоне отношения Польши с Киевом, по его словам, могут усложниться.
Кандидат исторических наук, руководитель исследовательских программ Фонда "Историческая память" Владимир Симиндей считает решение польского сената по "Волынской резне" вполне обоснованным.
"Они (ОУН-УПА – ред.) хотели очистить эту территорию от чуждого им этнического элемента. Они делали это в своих интересах, потому что руководство ОУН-УПА представляло собой людей, которые были проникнуты идеями так называемого интегрального национализма. И, конечно, эти идеи носили откровенно нацистский характер. В целом количество поляков, убитых на Украине в результате как "Волынской резни", так и уничтожения их в других местах на украинской территории, оценивается примерно в 100 тысяч. Конечно, в этом усматриваются признаки геноцида. И с этой точки зрения решение польского сената понятно", – сказал Владимир Симиндей в эфире радио Sputnik.
Вместе с тем, по его мнению, в этом решении просматривается и политический аспект.
"Другой вопрос, что оно действительно политизировано, оно вызвано определенными политическими изменениями в правящей элите Польши, там к власти пришли откровенные националисты. И на сегодняшний день мы видим столкновение двух национализмов – польского и украинского – на ристалище в сфере исторической памяти. И это, конечно, печальное зрелище – вместо деятельности по проработке общего тяжелого прошлого мы видим здесь такой политический пинг-понг", – сказал историк.
Он полагает, что поляков при этом раздражает непоследовательность Киева.
"Какие-то формальные жесты со стороны Киева были сделаны, работа шла еще с 1992 года, была создана совместная комиссия историков двух стран, были различные политические заявления. Но польская сторона считает, что официальный Киев недостаточно выразил свое отношение и сопереживание. И с другой стороны – видит определенную непоследовательность в его шагах. Потому что наряду с признанием преступлений идет героизация тех же самых бандеровцев, достигшая такой истерической формы в последнее время. И это, конечно, вызывает раздражение у поляков", – заключил Владимир Симиндей.