Автор Владимир Филиппов
Цензура возвращается в Европу. Цензура от Эрдогана. И это будет похлеще ныне слегка подзабытого римско-католического Index Librorum Prohibitorum ("Указателя запрещенных книг").
На одной из фотовыставок в Женеве экспонируется фотография подростка, погибшего в ходе беспорядков на площади Таксим в Стамбуле. В тексте к снимку говорится, что в смерти мальчика виноват непосредственно президент Турции. Обвинение несколько категоричное. Хотя, с другой стороны, раз ты – глава государства, значит, косвенно все равно виноват в том, что творят твои подчиненные. Иной бы лидер страны принял бы к сведению, поручил бы своим чиновникам разобраться в инциденте. Но чиновники Эрдогана поступили иначе: они потребовали от мэрии Женевы убрать фотографию убитого подростка с глаз долой.
Казалось бы, где Женева, а где Эрдоган? Не чересчур ли турецкие чиновники расхозяйничались в Европе? Оказывается, нет.
Ангела Меркель дала же санкцию на то, чтобы прокуратура Германии начала разбирательство против сатирика Яна Бемермана, высмеявшего Эрдогана в одной из программ ТВ. Потом, правда, фрау канцлерин дала "задний ход", но общей картины это не изменило. Стало ясно, что Меркель старается угодить Эрдогану. Ну как же! Он же пообещал больше не пускать в Германию беженцев.
Что-то такой прыти за Меркель не наблюдалось во времена оные. Например, она рьяно защищала певичек Pussy Riot. Говорила, что их песня о Путине в храме – просто искусство. Тогда уж Меркель надо было и скетчи Бемермана причислить к искусству. Впрочем, такому же бездарному, как и песенки Pussy Riot.
А турецких чиновников уже не остановить: вошли во вкус. Теперь Анкара призывает турок, проживающих в Голландии (а их там 400 тысяч), собирать информацию об оскорблениях в адрес Эрдогана. И почти никакой реакции со стороны аборигенов, то есть властей Нидерландов, не наблюдается. Лишь премьер Марк Рютте назвал этот шаг Анкары "странным". Достойная реакция!
Ну, ладно, Эрдогана, может быть, Европа сможет ублажить. А как быть с Ливией? Ведь, согласно данным германской разведки, в странах Магриба сейчас находится миллион беженцев, ожидающих отправки в Европу. А с Ливией договор о беженцах, аналогичный соглашению с Эрдоганом, подписать практически нельзя. Нет, написать договор можно. На заборах тоже много чего пишут. Вот только исполнять этот договор будет некому. В Ливии чересчур много властей, поэтому в стране – вакуум власти. Там есть и правительство национального единства, о котором даже в Ливии не все знают. Там есть и всевозможные боевики: от членов организации "Аль-Каида в исламском Магрибе" до обыкновенных головорезов и мародеров. Там еще и масса племен. А у каждого племени – свой вождь, гарем и политическая программа.
Впрочем, если исходить из последних заявлений и поступков Меркель, напрашивается вывод: ради решения миграционного кризиса Европа вполне может подписать соглашение о беженцах и с "Аль-Каидой". И к цензуре европейцы привыкнут! Привычка – вторая натура. Первую-то европейцы, похоже, уже потеряли.