26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Для ликвидации ее последствий были организованы широкомасштабные работы, прежде всего на территории самой ЧАЭС.
О ходе этих работ в студии радио Sputnik рассказал ветеран атомной энергетики Валерий Цыбко. В 1986 году он был назначен заместителем начальника "Управления строительства №605". Это управление непосредственно занималось организацией работ по ликвидации последствий аварии, в том числе – сооружением саркофага над разрушенным 4-м энергоблоком. Валерий Цыбко награжден орденом за участие в ликвидации аварии и медалью "За трудовую доблесть".
Как вспоминает Валерий Цыбко, работу в зоне ЧАЭС он воспринимал как свой патриотический долг.
"Мне было 42 года, когда меня направили на ликвидацию последствий аварии. Я воспринял это с патриотическим подъемом, я ехал туда как патриот. Потому что я не мог поступить по-другому. У меня отец, совсем молодой человек, погиб в марте 1945 года. И для меня это был такой патриотический почин. Для меня оказание помощи Родине в такой момент было очень важно", – сказал Валерий Цыбко.
По словам ликвидатора аварии на ЧАЭС, такой настрой был тогда весьма распространен.
"Мы там часто проводили собрания, на этих собраниях говорили о том, как можно лучше работать, как можно лучше исполнять все поручения, которые нам давались", – вспоминает Валерий Цыбко.
По его словам, при организации работ ставились жесткие нормативы по охране здоровья участников ликвидации аварии.
"Все ликвидаторы направлялись туда на два месяца. Через два месяца была пересменка, приезжал другой человек. Я там проработал почти 4,5 месяца. Конечно, те ребята, которые получали очень большую дозу, их вывозили и до двухмесячного периода. Потому что считалось, что больше 25 рентген – это уже недопустимо было, за это строго ругали. Контроль был жесткий. У каждого ликвидатора был дозиметр, требовалось всегда точно выполнять инструкции", – отметил Валерий Цыбко.