Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле представил план из десяти пунктов по борьбе с налоговыми мошенниками после публикации "панамских бумаг".
При помощи этого плана Шойбле хочет закрыть лазейки для неплательщиков налогов и избежать отмывания денег через подставные компании. До ухода парламента Германии на летний перерыв Шойбле намерен внести соответствующий законопроект.
По мнению министра, стоит объединить информацию из различных национальных и международных "черных списков" налоговых гаваней. Шойбле выразил надежду, что по возможности все страны смогут присоединиться к новой системе автоматизированного обмена информацией к 2017 году.
Для большей прозрачности Шойбле хочет создать единый реестр бенефициаров и предпринимательских структур. Доступ к реестру будут иметь налоговые администрации всех стран.
Немецкая Sueddeutsche Zeitung и целый ряд других СМИ ранее опубликовали якобы документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca, которые, как утверждается, свидетельствуют о причастности ряда мировых лидеров и их приближенных к офшорным схемам. Подлинность документов подтверждена не была.
Экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Владислав Гинько в эфире радио Sputnik обратил внимание на то, что в этом деле есть некоторые особенности.
"Нам надо задаться вопросом – почему вдруг синхронно и в Вашингтон, и в Брюсселе, и в Берлине озаботились темой офшоров. Мы знаем, что офшоры – это система, которая позволяет осуществлять денежные переводы для осуществления каких-либо сделок. Офшор, конечно, может использоваться и для сделок, которые выходят за рамки правового поля. Но часть активов, находящихся там, являются абсолютно добропорядочными, и замазать все черной краской – это политически ангажировано. При этом все обращают внимание, что в "панамских документах" практически полностью отсутствуют граждане Соединенных Штатов. Тем более, там нет данных на политическую элиту США. Это заставляет задуматься, почему это так, кому выгоден этот слив", – сказал Владислав Гинько в эфире радио Sputnik.
По его мнению, Запад, по сути, хочет поставить под свой контроль все денежные потоки в офшорах.
"Мы знаем и то, что ряд бизнесменов используют офшоры, чтобы аккумулировать там средства для выкупа тех или иных активов, которые в тех же офшорах "застряли" в то время, когда эти офшоры были очень популярны. Что касается предложения Шойбле, то получается, что они хотят поставить под контроль вообще все денежные потоки в офшорах. А мы, в то же время, не хотим, чтобы это привело к тому, что западные партнеры решат, что они могут забрать у других стран часть финансового и экономического суверенитета и могут сами определять, что является законным, а что нет", – отметил экономист.
Однако не Западу решать, что законно, а что нет, считает Владислав Гинько.
"На территории России всю законность определяет внутренняя судебная система, система правоприменения, и здесь не место вмешательству со стороны других государств. И что касается этого предложения, то хочется сказать: вы займитесь сначала офшорными схемами в самой Германии. Сначала покажите пример, как вы противодействуете офшорам или коррупции. У меня есть убеждение, что мы боремся с коррупцией лучше, чем наши западные партнеры. И я бы порекомендовал им иногда помолчать и позаимствовать опыт у нас, чем что-то советовать", – заключил экономист.