Автор Михаил Шейнкман
Евросоюз, наконец, отважился показать характер. И не кому-нибудь, а США с Канадой. В Брюсселе заговорили о целесообразности введения для них визового режима. "Очевидно, что необходимо провести политические дискуссии по такому важному вопросу", – цитирует Reuters свой источник в Еврокомиссии. При этом со ссылкой на него уже называет риск отмены пограничной либеральности для этих двух стран вполне реальным.
Называют как минимум два повода для того, чтобы ЕС поступил по принципу виза-имности. Во-первых, США и Канада так и не открыли свободный доступ для Болгарии, Румынии, Хорватии, Польши и Кипра. Причем, за исключением острова, который, видимо, попал в немилость из-за внутреннего конфликта, вызванного, между прочим, вторжением Турции, восточноевропейскую четверку в Новом Свете опасаются именно в качестве источника дешевой рабочей силы. И хотя в Западной Европе к ним испытывают те же эмоции, для Брюсселя они, какие ни на есть, а все ж – родня.
Во-вторых, унизительным для себя ЕС посчитал и американский законопроект об ограничении безвизовых поездок в Штаты европейцев, в течение последних пяти лет посещавших Сирию, Ирак, Иран и Судан. Палата представителей США уже одобрила этот документ. В Белом доме также его поддержали. Иными словами, дружба дружбой, а террористы врозь.
Это, конечно, не наше дело. В конце концов, какая нам-то разница, как именно они будут ходить друг к другу в гости. Без спроса или по предварительной записи. Но они ведь для нас старались найти черную кошку в темной комнате, а ее там потому и не было, что она пробежала между ними. ЕС с тех пор как появился, пожалуй, еще никогда не настраивался так решительно против своих старших союзников. И надо же так, что именно в тот момент, когда Обама – естественно, без визы – собирается приехать в Европу, чтобы все-таки продавить эпохальное соглашение о свободной торговле между США и Старым Светом. Евросоюз пока капризничает. И, судя по активированию визового вопроса, не прочь выторговать себе дополнительные преференции.
Впрочем, очень может быть, что пограничное обострение – это показатель высшей степени раздражения ЕС своими заокеанскими партнерами в принципе. Вероятно, критическая масса обиды за свою геополитическую второстепенность и неспособность хоть что-то возразить достигла исторического максимума. На самом деле, сейчас все выглядит так, словно Европа и пикнуть не может. Ну не способна Меркель в ответ на прослушку АНБ установить жучки в кабинете Обамы. Не хватит мужества Олланду, опущенному давлением Вашингтона ниже ватерлинии "Мистралей", потребовать от Белого дома отказаться от российских ракетных двигателей. И даже "забияка" Орбан, чиновников которого из-за подозрений в коррупции не пощадило штатовское правосудие, не в силах воздать той же монетой. Еще и санкции эти антироссийские вынуждены тянуть себе во вред.
Иными словами, натерпелись. А тут такой шанс дать понять: мол, как мы к вам, так и вы к нам. В смысле, по визам, а не ногой дверь открывать. За океаном, конечно, могут оскорбиться. Буквально только что Обама решил в четыре раза увеличить военный бюджет для защиты европейских партнеров от России. А они, неблагодарные, от американцев, выходит, барьеры выстраивают. Впрочем, сомнительно, чтобы это у них серьезно. К тому же, кто надо, уже давно себя чувствует в Европе как дома. А на ротацию армейских подразделений США визы, так или иначе, не распространяются. И вряд ли ЕС рискнет укусить руку, что держит его за горло. Не дотянется.