Автор Мария Мельник
Россияне читают классику из страха перед Путиным. К такому выводу пришла одна британская журналистка после того, как ознакомилась с результатами опроса "Левада-Центра".
Оказалось, что россияне по какой-то странной причине в огромном своем большинстве считают великими писателями не Улицкую и Алексиевич, а Толстого, Достоевского, Чехова и Пушкина. Собственно, для нас в этом нет ничего удивительного, а журналистку газеты The Guardian это просто шокировало.
Это и есть лучшее в русской литературе? А где же современные писатели? А где женщины, в конце концов? Такими непраздными вопросами Фиби Таплин задается в своей статье под названием "Писатели, которых в России не читают – а стоило бы".
Ну, я могла бы ей ответить, что, к сожалению, или, скорее, к счастью, десятки всех современных детективов вместе взятых не дотягивают до одного "Преступления и наказания". А "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой, пусть и получил "Русский Букер", это все же не "Записки врача" и не "Мастер и Маргарита".
Но такое ощущение, что в Британии, говоря о России, сначала пишут вывод, а потом к нему приписывают остальную статью – неважно о чем. А вывод нам вполне знаком: в России все плохо, население запугано и зомбировано. Люди читают только то, что совпадает с официальной позицией и одобрено государством. В Лондоне, видимо, бытует мнение, что, прежде чем взять в руки книгу, мы сверяемся с формулярами с Лубянки – можно это читать или нет. Пушкина в России считают гением – значит, его взгляды каким-то невероятным образом совпали с позицией Кремля.
А самые отчаянные – я так и вижу – переписывают от руки книги Светланы Алексиевич и зачитываются ими под покровом ночи, пока КГБ не видит.
Вероятно, западные авторы удивились бы, узнав, что в России сейчас тоже XXI век, и даже есть интернет и зарубежные каналы. А еще книжные магазины, на полках которых столько всего, что без стремянки не обойтись. А список самых читаемых художественных книг понравился бы даже ярым британским феминисткам. Там и Грегори Дэвид, и Акунин, и Прилепин, и Джоджо Мойес, а на пятом месте даже Гузель Яхина с книгой о том, как кровавый режим раскулачивал татарскую крестьянку – это вообще должен быть бриллиант в коллекции Фиби Таплин, которая так ратует за оппозиционно настроенных женщин.
Только опрос "Левада-Центра", с которого все и началось, был не об этом. Совсем. Назвать просили именно выдающихся писателей. И Пушкин, действительно, наше все. Хотя читаем мы – к удивлению Фиби Таплин – и других авторов.
Почему россияне любят Пушкина? Так Кремль велит
Читать в
Журналистка Фиби Таплин считается одним из лучших в Британии знатоков России. Возможно, так оно и есть. Тем примечательнее те выводы, которые она предлагает читателям.