Автор Михаил Шейнкман
Их теперь двое. Британский коронер Роберт Оуэн и Федеральный окружной судья Нью-Йорка Джордж Дэниелс. В правовом смысле – близнецы-братья. Именно потому, что в их выводах этот смысл напрочь отсутствует. Когда англичанин инкриминировал России причастность к убийству Литвиненко только потому, что ему так кажется – еще можно было подумать, что это лишь частность выжившего из юридического ума пенсионера. Но американец показал, что так у них работает система. Он тоже постановил, что Иран не смог доказать свою отстраненность от терактов 9/11. Значит, виновен. При этом Дэниелс пошел еще дальше. Его вердикт в отличие от заключения Оуэна – это официальный приговор.
Суд США обязал Тегеран рассчитаться за 11 сентября: 7,5 млрд долларов родственникам и представителям погибших, еще 3 млрд страховщикам, покрывшим ущерб и другие материальные потери. При этом единственными уликами, указывающими на так называемый "иранский след", остались показания некоего офицера иранской разведки и двух сотрудников соответствующего министерства. Это по их словам иранское правительство, якобы, не только участвовало в разработке, осуществлении и сокрытии следов нападения на США, но и тренировало авиатеррористов.
Хотя среди фанатиков, захвативших четыре пассажирских лайнера, не было иранцев. Граждане Саудовской Аравии, ОАЭ, а еще Египта и Ливана. Между прочим, 30 сентября 2015 года тот же Дэниелс отклонил иск родственников погибших к Саудовской Аравии. Заявил, что, будучи суверенным государством, она обладает иммунитетом и по американским законам с нее невозможно взыскать компенсацию. Чем же в таком случае отличается Иран? Ну, кроме того, что он не ходит в союзниках США. Это, надо полагать, еще один эпизод в большой книге двойных стандартов.
Многие эксперты сразу сказали, что показания против Тегерана были выбиты только для того, чтобы склонить его к заключению сделки по ядерной программе. Хотя, если так, зачем надо было давать им ход, коль это досье уже закрыли? Но, во-первых, чтобы открыть неповадно было. Испытывает же Иран баллистические ракеты, иди-знай, какие планы вынашивает. А во-вторых, не может Вашингтон успокоиться, что выпускает Тегеран из своих тисков. Таким незамысловатым способом, загоняя его в разряд стран-изгоев, он пытается сбить деловую активность Ирана и коммерческий интерес к нему стран Евросоюза.
Формально суд Соединенных Штатов, конечно, вне политики. Но Бут, Ярошенко, Гуантанамо, ФИФА. Тоже ветвь власти – он машет только в ту сторону, куда ветер дует. И сейчас с такой силой, что сдувает весь американский пафос справедливого возмездия. Выходит, тогда все напутали. Атаковали Афганистан, затем Ирак. Искали "Аль-Каиду". А надо было сразу на Иран идти. Вроде бы и теперь еще не поздно. Но не тот нынче американец пошел. Это в прежние времена покарали бы огнем и мечом. И цифры имели бы совсем иное значение. Количество солдат, допустимых потерь, и, если суммы, то необходимые для вторжения.
Нынче же от Тегерана требуют всего лишь откупиться от славы террористического государства по коммерческому курсу. Или, скорее, купить ее. Ведь если он заплатит, то признает свою вину. Если нет, то "мало того, что не признается, так еще и не платит", непременно скажут в США перед тем, как ввести новые санкции. Вот, собственно, и все англосаксонское правосудие. Только это не юридический, а медицинский факт.