Автор Павел Иванов
На Западе потихоньку начинает звучать альтернативная точка зрения на роль России в текущих событиях. Пусть пока она – удел отдельных политиков, экспертов и журналистов, которых официальный истеблишмент обвиняет в маргинальности. Но вода, как известно, камень точит. А жители той же Европы начали уставать от официозного агитпропа, видящего главные угрозы уже даже не в какой-нибудь Северной Корее, Иране или ближневосточных террористах, а в Москве, которой усердно и кропотливо придается "демонический" образ. В этой связи примечательна публикация в онлайн-версии авторитетного немецкого журнала Der Spiegel обозревателя этого издания Якоба Аугштайна. В свойственной ему ироничной, гротескной манере он указывает на то, что сегодня в глазах европейцев мир выглядит черно-белым. Вот "светлая, демократичная" Европа, а вот Россия, находящаяся под гнетом "жаждущего власти дьявола", который виноват во всех злодеяниях современности. Включая, конечно, и миграционный кризис.
Причем никаких доказательств и веских аргументов для этого абсолютно не нужно. Главное – создать образ, который потом будет довлеть над всем происходящим. Имя Владимира Путина, как пишет автор, в негативном контексте слышится буквально из каждого утюга и из-под каждого камешка на дороге. В результате в Европе распространяется нездоровая атмосфера и ощущение близящегося конца света. Повсюду мерещатся русские шпионы и агенты, а также террористы всех мастей, жаждущие погибели Старого Света. Аугштайн напоминает о бездоказательном британском докладе, в котором российское руководство обвинялось в убийстве экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. О реакции Запада на вмешательство России в сирийский кризис, которое кардинально изменило положение дел не в пользу террористов, и при этом подверглось жесткой критике. Приводит в пример высказывания американского сенатора Дэна Коутса, который упрекает Москву в использовании "миграции как оружия", а также германского министра обороны Урсулу фон дер Ляйен, гневно заявившую, что Путин ведет в Сирии "двойную игру". И таким примерам – несть числа.
Обозреватель Der Spiegel приходит к неутешительному для Запада в целом и Европы в частности выводу: право на морализаторство безвозвратно потеряно. Пять лет гражданской войны в Сирии с сотнями тысяч жертв и миллионами потерявших кров Запад не предотвратил, глядя на трагедию через призму безразличия, расчета и некомпетентности. А негативный образ Владимира Путина – плод нездоровых фантазий. На самом деле, подытоживает Якоб Аугштайн, антироссийская риторика служит Западу для оправдания его действий в Восточной Европе. И новая "холодная война" была бы ему на руку с самых разных точек зрения.
Пока подобные высказывания в западной прессе выглядят достаточно одиноко. Но, может быть, в этом и есть их главная ценность – предложить читателю нечто не похожее на привычный информационный фаст-фуд. Способный размышлять потребитель, вероятно, оценит это "блюдо оригинальной кухни" по достоинству. А потом, возможно, такая альтернативная точка зрения станет устойчивой тенденцией. Вот только проповедникам "холодной войны" она придется не по вкусу. Впрочем, ведь не только же из них состоят Европа и США?