Босния и Герцеговина подала заявку на вступление в Евросоюз, сообщила в понедельник глава дипломатии ЕС Федерика Могерини. "Мы только что получили заявку от Боснии и Герцеговины о вступлении ЕС", – сказала она по прибытии на встречу глав МИД 28-ми стран ЕС в Брюсселе.
После проведения в декабре прошлого года в Брюсселе первого заседания совета по ассоциации и стабилизации ЕС-БиГ председатель совета министров БиГ Денис Звиздич заявил, что Сараево намерено через один-два месяца оформить заявление на присоединение к ЕС.
Соглашение о стабилизации и ассоциации между ЕС и Боснией и Герцеговиной, предусматривающее поэтапное создание зоны свободной торговли, вступило в силу 1 июня 2015 года. Это формально открыло Боснии и Герцеговине возможность для подачи официальной заявки на присоединение к ЕС.
Политический аналитик, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Павел Кандель в эфире радио Sputnik обратил внимание на то, что подача заявки на членство в ЕС вовсе не означает немедленное принятие страны в его состав.
"Подача заявки и вступление в ЕС – вещи совершенно разные. И строго говоря, подача заявки вовсе не означает, что страну когда-либо примут в ЕС. Это означает только то, что страна готова, скажем, начать процесс взаимоотношений с ЕС в качестве потенциального кандидата", – пояснил Павел Кандель.
По его мнению, вступление Боснии и Герцеговины в ЕС зависит от множества факторов.
"Что же касается перспектив БиГ на вступление, то вообще для всех западно-балканских государств, которые стремятся в ЕС и являются кандидатами, для них ясно, что в ближайшие пять лет никакого приема в Евросоюз не будет в принципе. Об этом официально было заявлено в Брюсселе. Ну а дальше все будет зависеть от ситуации в самом ЕС, от ситуации в мире, от ситуации на Балканах. Тут множество переменных, о которых сегодня даже не стоит говорить", – сказал эксперт.
Ранее министр иностранных дел Нидерландов, которые в этом году председательствуют в ЕС, Берт Кендерс приветствовал желание БиГ подать заявку на вступление в Евросоюз. Павел Кандель видит здесь два момента.
"Во-первых, это положительный жест в адрес Боснии и Герцеговины. А, во-вторых, такое стремление весьма полезно для Брюсселя. Превращение той или иной страны в потенциального кандидата на членство в Евросоюзе – это появление у Брюсселя еще одного рычага влияния на ее внутреннюю политику, дополнительной возможности диктовать те или иные решения. С точки же зрения Боснии и Герцеговины это разумно только в том смысле, что государства, которые считаются потенциальными кандидатами, становятся более привлекательными объектами для иностранных инвестиций. Может быть, в результате будет получен несколько более широкий доступ к помощи ЕС по линии различных фондов. Вот, собственно, и вся выгода", – заключил Павел Кандель.