Автор Михаил Шейнкман
Если Эрдоган, как его считают в Анкаре – пуп земли, то он явно развязался. Турецкий султан окончательно утратил чувство меры и перешел на личности. Уже и американские. "Или я, или сирийские курды", – с обидой и ревностью любимой жены поставил он Вашингтону условие. Сделал это несколько позже, чем от него можно было ожидать. Все-таки после визита спецпосланника президента США в сирийский город Кобани – он считается неофициальной столицей автономии – прошла неделя. Она, видимо, понадобилась Эрдогану, чтобы довести себя до точки кипения.
"Как мы можем вам доверять? Это я ваш партнер или террористы?", – в сердцах бросил он американцам. С ним же так никто и не объяснился. Он ведь так и остался пребывать в уверенности, что Белый дом своим представителем как бы извинился перед курдами за их отсутствие на встрече в Женеве. А Эрдогану, конечно, мало, что их, по его милости, отцепили всего лишь от политического процесса. Он хочет исключить их еще и из борьбы за жизнь. Всего-то и надо, чтобы ему разрешили вести себя и с сирийскими курдами так, как он делает это со своими. Чтобы прямой наводкой, железной хваткой и без разницы: окопы это или жилые дома.
Но для Штатов это не вариант. Они могут закрыть глаза на кровожадность Эрдогана внутри собственной страны. Но отряды курдского ополчения в Сирии – это единственная более или менее эффективная сила, которая здесь хоть как-то вписывается в американскую концепцию борьбы с ИГИЛ. Это – не "умеренная оппозиция", они действительно воюют с террористами, а не разбегаются перед их передовыми группировками. И это не армия Асада. Они бьются за себя, а не за "того парня".
По степени позитивного влияния на фронтовую ситуацию Эрдоган им и в подметки не годится. Даже если считать недоказанными сведения о том, что он поддерживает исламистов деньгами и оружием. Но граница Турции с Сирией по-прежнему открыта. Его участие в коалиции все еще формально. Все, чего он добился – это усиления России в регионе. Это же после его "удара в спину" она перебросила сюда системы С-400 и "нереальные" Су-35.
К тому же в США теперь знают, что такое – пустить Эрдогана в огород. Из Ирака его войска никакие американские уговоры выгнать не могут. Если же Анкара к этим территориям добавит еще и земли сирийского Курдистана – это уже будет походить на очертания новой Османской империи. Вряд ли Вашингтон не понимает, что тогда Эрдогану сам черт будет не брат. Он и так не особо с заокеанскими партнерами церемонится. И можно не сомневаться: если турки войдут в Сирию под ширмой сухопутной коалиции Эр-Рияда, они свернут на тропу войны с Кобани сразу, как только пересекут границу. Их союзники саудиты тоже ведь не для уничтожения ИГИЛ многотысячный корпус собирают.
Не сказать чтобы для США ультиматум Эрдогана – это прямо как жизнь или кошелек. Хотя бы потому, что ничем серьезным он им пока ни грозит. А его демарш вряд ли коснется военной базы Инджирлик – ее американцы используют для боевых вылетов в Сирию. От союза с курдами Вашингтон сейчас едва ли откажется. Как минимум, чтобы не отдавать их России. Он, наверное, попытается умиротворить правителя Турции. Но по-прежнему не будет класть все яйца в одну корзину. Тем более, что из турецких ничего вылупиться не может.