Автор Михаил Шейнкман
И после кокуса в Айове в общенациональном рейтинге фавориты президентской кампании остались те же. Во всяком случае, они могут так себя успокаивать. Впрочем, даже для Трампа еще ничего страшного не произошло. По крайней мере, сам он второе место в первом штате и свои 24% назвал "честью для себя". И только. А ведь мог бы назвать и "нечистью" всех остальных. Но, видимо, уже делает выводы из поражения и фильтрует риторику. И это несмотря на то, что его на три пункта обошел "неудачник". Трамп как-то дал понять, что для него они все одним этим словом "мазаны". Хотя важно, что сейчас им оказался именно Тед Круз.
Сенатор от Техаса тоже ведь бросил вызов партийной элите, только, в отличие от миллиардера, в более приличной форме. Он как бы "недоТрамп". И это, вероятно, обеспечило ему пусть незначительное, но все-таки преимущество над оригиналом. Вряд ли это заставит мистера Дональда пересмотреть манеру поведения. Шоу должно продолжаться. Однако кое-какие правки в кампанию ему сделать придется. Если, конечно, все это для него не только шоу. А так… Ну, не стала Айова для Трампа "трамп-лином". Но кто теперь вспомнит тех кандидатов-республиканцев, для кого она им стала в 2008 и 2012. Они даже до финала не долетели. К тому же Круз – он же все-таки Тед, а не Том. Если один раз ему удалась роль "народного консерватора", это еще совсем не значит, что миссия выполнима.
Вообще, о выборах в Айове говорят, что это так же важно, как встать с правильной ноги. Если это так, то демократы сделали это с обеих сразу. Лидерство Хиллари Клинтон – дело десятых, оно настолько несущественно, что ее оппонент Берни Сандерс не только политически, но и математически вполне справедливо может округлить результаты до ничьей. А эмоционально он, наверное, даже выиграл. Он торжествует, она разочарована. Не таким ей виделся реванш за поражение здесь восемь лет назад. Да и спонсоры, вложившие в экс-госсекретаря рекордные для предвыборных кампаний США 40 млн долларов, рассчитывали на более убедительный старт.
Кажется, что в обоих политических лагерях сейчас должно царить уныние, поскольку и там, и там в проигрыше пока партийные стереотипы. Сенатор от Флориды Марко Рубио – считается, что он больше прочих соответствует образу "правильного" республиканца – только третий. Демократ Хиллари Клинтон формально хоть и опередила социалиста Берни Сандерса, но никто не скажет, какая из этих половин слабая, а какая лучшая. Хотя результаты маленькой Айовы – это, конечно, вещь не показательная, и, тем более, не определяющая. Они задают тон, это правда. Но он еще очень может измениться. Все-таки президентская кампания в США – это марафон. А в марафоне совсем не всегда побеждает тот, кто сразу вырывается вперед и выкладывается на все сто.
Вместе с тем, потенциал кандидатов уже сейчас более или менее понятен. Ну, разве что, главный козырь Трампа еще не сыграл. Его дочь Иванка – она сопровождает отца, будучи на девятом месяце беременности – пока приберегла сюрприз. Для Нью-Гемпшира. А может быть, и для Южной Каролины. Как бы то ни было, после Айовы Трамп знает, что сказать, если спросят, как дела. Еще не родила. Это же и о его избирательной кампании тоже.