Польша на этой неделе возобновит работу комиссии по расследованию причин крушения президентского борта Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года, сообщил пресс-секретарь министерства обороны Польши Бартломей Мищевич.
Комиссия начнет расследование заново – от момента ремонта самолета до крушения. В ее состав буду входить польские и иностранные эксперты.
Ранее районный суд Варшавы огласил решение о привлечении к ответственности по обвинению в халатности при подготовке вылета самолета польского президента Леха Качиньского пятерых бывших польских чиновников. Обвинения должны быть предъявлены экс-главе канцелярии премьер-министра Дональда Туска Томашу Арабскому, двум чиновникам канцелярии, а также двум сотрудникам польского посольства в Москве.
Самолет президента Польши Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто. Погибли президент Польши, его супруга и представители руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.
Польская комиссия во главе с Ежи Миллером провела расследование и представила итоговый доклад, в котором, в частности, говорилось о том, что одной из причин крушения стала ошибка пилотов. Кроме того, польская сторона считает, что российский диспетчер в Смоленске давал неправильные команды экипажу, а аэродром не обеспечил безопасности полета.
Доцент кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета МГУ Юрий Борисенок в эфире радио Sputnik обратил внимание на то, что новым расследованием будет заниматься та же комиссия, что и первоначально.
"Это, в общем-то, старое белье, которое ворошат старые "ворошители". Это нынешний министр обороны Польши Антоний Мацеревич, который еще в июле 2010-го, то есть через три месяца после катастрофы, возглавил парламентскую комиссию по расследованию обстоятельств, и комиссия тогда пришла к достаточно экзотическим выводам. И сейчас речь идет о том, что будет опять создана комиссия, внесены изменения в законодательство, по которым сам Мацеревич будет создавать комиссию, и выводы лягут ему же на стол. Это как в старой поговорке: сами самогон мы гоним, сами самогон мы пьем", – сказал Юрий Борисенок.
При этом он напомнил, какие версия выдвигались сразу после катастрофы Ту-154 учеными, которые в качестве экспертов входили в комиссию по расследованию.
"Эксперты тоже известны – это ряд ученых, которые получили техническое образование в Польше, а сейчас работают в различных странах. В частности, среди них Веслав Биненда, который доказывает, что столкновение Ту-154 со знаменитой смоленской березой не могло привести к повреждению крыла. Еще более экзотический персонаж – это Казимеж Новачек, который считает, что самолет пролетел над березой на высоте 20 метров и не столкнулся с ней. И есть Гжегож Шульзинский, который уверяет, что на борту самолета в заключительной фазе полета произошло сразу два взрыва. Вот такие вот ученые, такие эксперты, и понятно, какие выводы будут сделаны. Так что эта комиссия, на мой взгляд, ничего нового открыть уже не сможет, учитывая обстоятельства, которые эти эксперты изначально себе вбили в голову", – считает Юрий Борисенок.