Россия поддерживает инициативу США по подготовке резолюции в Совбезе ООН по Сирии, заявил президент России Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции 17 декабря. Глава государства отметил, что необходимо совместно работать над разработкой конституции Сирии и механизмом контроля за прозрачными выборами.
Владимир Путин подчеркнул, что никому не позволено навязывать Сирии режимы извне. По словам президента, только сирийский народ вправе решать, кто им будет управлять.
Поддержка российской авиации в Сирии будет продолжаться до тех пор, пока сирийская армия проводит военные операции, заявил президент России. Он отметил, что в борьбе с ИГ ВКС России готовы оказывать и оказывают поддержку также и сирийским оппозиционным силам.
Владимир Путин отметил необходимость готовиться к предстоящему политическому урегулированию сирийского кризиса. Однако из его выступления понятно, что оно станет возможным только после ликвидации террористической угрозы этой стране, сказал в эфире радио Sputnik генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов, политолог, военный эксперт Сергей Гриняев.
"Сейчас в Сирии ситуация не способствует проведению выборов. Однако в последние месяцы обстановка в этой стране меняется. Последние несколько лет гражданской войны показали, что (президент Сирии) Башар Асад, несмотря на стремление Запада вывести его за "скобки" политического процесса, остается лидером значительной части населения страны. И хотят того западные страны, или нет, но Асад представляет определенную силу в Сирии. И эта сила легитимная. Не меньшую силу представляет оппозиция, которая противостоит Башару Асаду. Но, как было сказано сегодня на пресс-конференции, это достаточно конструктивная оппозиция, и Россия нашла контакты с руководством этих группировок. И эта часть действительно может потенциально рассматриваться для начала процесса политического урегулирования в Сирии. Однако в этой арабской республике еще сильны радикальные террористические группировки, прежде всего ИГ. И пока эта угроза не будет устранена, говорить о том, что возможны выборы – рано", – сказал Сергей Гриняев.
В то же время, по его словам, сейчас стало легче договариваться с Западом о том, каким будет мир на сирийской земле.
"Я думаю, что определенное сближение есть. И не случайным был визит госсекретаря (США Джона) Керри в Россию. Какие-то договоренности, думаю, достигнуты. Есть некое смягчение позиции США. Хотя они по-прежнему остаются сторонником смещения Башара Асада, горизонт этого события согласились несколько отодвинуть. И здесь есть поле для диалога. Определенное сближение есть в рамках СБ ООН по сирийскому урегулированию, будет продолжен Венский процесс. И та заря мирного урегулирования, которая забрезжила на горизонте в сирийском конфликте, превратится в полноценный рассвет. Наверное, где-то к середине 2016 года", – считает политолог.
Однако он не видит пока оснований говорить в целом о сближении позиций России и Запада, в том числе США.
"Слишком многое Запад увязывает с внешнеполитическими шагами России не только по Сирии, но и по юго-востоку Украины, по Крыму. Хотя с последним вопрос решен однозначно, и обратного хода здесь нет. США отличаются тем, что их национальные интересы и их внешняя политика, зачастую, не меняются при смене президентов. Они склонны придерживаться ранее выбранной стратегии. В США сейчас выбрана такая стратегия, в которой Россия не рассматривается в качестве равноправного партнера. И вне зависимости от того, кто будет в Белом доме по итогам следующих выборов, США сохранят позицию, я бы не сказал, что изоляции России, но не предпримут каких-либо шагов, направленных на расширение контактов с Москвой ", – сказал Сергей Гриняев.
Однако, уверен политолог, на Западе понимают, что Россия возвращается на международную арену как великая держава, с которой придется считаться.
"Говорить о дружбе, к сожалению, рано. Но все же прогресс есть. И на нем сказалась российская позиция по Сирии, удары наших ВКС. И здесь, действительно, есть понимание того, что Россия возвращается в международную политику как великая держава, как страна, обладающая определенным стратегическим военным потенциалом. С ней придется считаться. А отмахнуться от нее и забыть о ее существовании не получится ни у США, ни у кого-то другого", – заключил Сергей Гриняев.